Практически все дети раннего возраста произносят звуки с некоторыми особенностями, которые могут впоследствии пройти сами по себе, но в большинстве случаев детям нужна помощь взрослого. Это и мама, и папа, и воспитатель в детском саду, и, в конце концов, логопед. В данной статье я постараюсь рассказать, какие нарушения речи бывают у детей, и как взрослые могут помочь малышам преодолеть речевые трудности.
В речи ребенка дошкольного возраста могут отсутствовать некоторые звуки, он может заменять одни звуки при произношении другими. Дети идут от простого, то что произносится сложно, они заменяют на более простые по произношению звуки [ш] - [ф], [р] - [л`], свистящие заменяются твердыми звуками, а значит и смещаются фонемы. И если ребенку тяжело различить звуки, то страдать будет не только разговорная речь, но и прочтение книг и письмо.
Если дошкольник заменяет одну фонему другой, то речь идет о фонематическом нарушении. Причиной может быть несформированная моторика, отвечающая за артикуляцию. Такие нарушения речи не изменяют смысл слова. Кроме того, может присутствовать слоговое нарушение: вместо «слезть» - «с^есть». Также могут присутствовать ошибки в склонении слова, использовании предлогов. Такие нарушения речи проявляются не резко, и могут быть заметны только при внимательном отношении к произношению ребенка.
Работа с такими детьми должна вестись в разных направлениях. В первую очередь, необходимо регулярно расширять словарный запас ребенка, проводить работу по уточнению артикуляционных звуков и развитию правильного восприятия фонем. Когда ребенок усваивает правильное произношение звука, начинаем проводить работу по сравнению этого звука с другими похожими звуками, главное, что бы ребенок понимал, что эти звуки различны и произносятся в разных случаях. Далее рассказываем ребенку, что есть предложение, которое состоит из слов. Слова, в свою очередь, состоят из слогов, которые делятся на буквы/звуки. А звуки бывают, твердые - мягкие, звонкие - глухие.
Следующая задача: научить ребенка определять, в какой последовательности стоят звуки в определенном слове, и сколько всего этих звуков. Учимся выделять сначала первую гласную в слове, затем последнюю, затем определять последнюю согласную в слове. В дальнейшем производим анализ слова из 3 букв, потом переходим на слово из 4 букв. Учимся преобразовывать слова, заменяя одни звуки в слове другими: пуп – поп. После этого уже можно переходить к полному анализу любого слова.
Важно, что бы дошкольник научился правильно воспринимать фонематическое звучание слова, развивал слуховую память. Ребенок должен научиться сравнивать то, как он произносит свою речь с речью окружающих и постоянно следить за своим произношением. Различать силу голоса, его тембр, высоту детям легче в играх.
Ежедневно уделяйте время развитию речи ребенка, указывайте на его ошибки, просите повторить произнесенное слово правильно. Развитие речи ребенка именно в дошкольном возрасте очень важно, так как именно сейчас усиленно формируется словарный запас, особенно активен процесс познания лексических значений слов, а, следовательно, и умственного развития ребенка. Нервная система очень быстро созревает, но все еще пластична. Важно помнить, что работа должна вестись регулярно, а занятия должны проходить в игровой форме.
Вы можете попросить ребенка произнести речь голосом персонажа книги или мультфильма. Пусть он имитирует не только звуки, но и мимику. Можно использовать фольклор, сказочные сюжеты. Кроме того, не забывайте развивать письмо ребенка, ведь уже давно наукой доказано, что развитие мускулатуры пальцев благотворно влияет и на развитие речи.
И помните: ребенок до 5 лет не способен воспринимать слово "надо", поэтому, чем интереснее вы построите занятие, тем больше результатов получите.
Автор статьи: Граф Татьяна Александровна
Добавить комментарий