Каждый родитель без исключения сталкивается в своей жизни с моментом, когда необходимо отправить своего ребенка в первый класс. До этого времени, независимо от уровня развития малыша, вся жизнь как будто строится по совершенно иной схеме. Да, есть социализация, если говорить о детском садике, есть даже какие-то занятия, но нет такой ответственности. Школьные уроки уже нельзя пропустить, домашнее задание нельзя не выполнить.
В момент поступления в 1 класс на вашего ребенка ложатся ранее неизведанные обязанности. Он в своем маленьком еще возрасте встречается с настоящей ответственностью.
Безусловно, чтобы первые месяцы учебы в школе не были очень напряженными, к этому периоду необходимо готовиться. Подготовка ребенка к школе требует особого внимания и терпения со стороны родителей. Особое место здесь занимают режим и дисциплина. Ребенок должен уже понимать, что есть рабочие или будние дни, когда нужно рано вставать, и есть выходные, когда можно отдохнуть. Очень хорошо, если еще в дошкольный период в его жизнь войдут какие-либо кружки или секции. В настоящее время существует множество дошкольных учреждений, где дети уже в раннем возрасте изучают азы чтения, письма, счета и даже иностранных языков. Нужно ли это вашему ребенку в качестве непосредственно учебных занятий, решать, конечно, вам, ведь каждый малыш индивидуален, но то, что такие мероприятия способствуют процессу социализации, подтвердит любой психолог.
Задача родителей по подготовке ребенка к школе не заключается только лишь в выборе общеобразовательной школы или гимназии, в решении вопроса, будет ребенок изучать английский язык или немецкий или какой в школе должен быть бассейн и спортивный зал. На первом месте – психологическая готовность к школе, то, как с наименьшими потерями преодолеть период адаптации в 1 классе. А дальше уже можно говорить о склонностях и стремлениях. Ведь если именно в это время у ребенка разовьется крайнее нежелание ходить в школу и выполнять домашнее задание, а также общаться со сверстниками, то в дальнейшем это может стать большой проблемой, как в успеваемости, так и в личных взаимоотношениях.
Возможно ли предугадать реакцию ребенка на кардинальную смену жизнедеятельности? Ведь каждый малыш индивидуален. И если вы совершенно точно знаете, что вашему малышу будет сложно усидеть на уроке, спокойно слушая учителя, и к этому еще может добавиться отсутствие взаимопонимания с одноклассниками, то как ему помочь? В первую очередь, избегайте давления и бессмысленных наказаний. В этом вам поможет знание особенностей переходного периода от дошкольного возраста к школьному. Здесь важны и физиологические признаки данного возраста, и его психологические черты.
Специалисты выделяют несколько видов готовности ребенка к началу школьной жизни. Среди них:
• готовность организма в целом,
• готовность психики,
• готовность личности.
Если говорить о готовности организма ребенка, то здесь мы имеем в виду, прежде всего, физические особенности. А именно: соответствует ли состояние здоровья будущего школьника норме, способен ли он будет выдержать учебные нагрузки в полном объеме. Любого родителя беспокоит этот вопрос. В этом направлении необходима заблаговременная подготовка к школе. Перед поступлением в 1 класс все дети, безусловно, проходят осмотры врачей, но все же нужно быть на чеку.
Должное внимание нужно уделять укреплению иммунитета, физическим нагрузкам, закаливанию и возрастным особенностям развития. Не все дети усидчивы, но если ваш ребенок не способен выдержать полноценный учебный день, то вы заметите, что он устает, становится раздражительным и все время хочет спать, значит, его физическая активность крайне низкая. Именно вышеназванные показатели являются своего рода критериями готовности к школе в физическом смысле.
В первые месяцы и даже годы обучения у многих детей повышается заболеваемость. Чтобы этого избежать в дошкольный период, как родителям, так и воспитателям детского сада, нужно систематически заниматься с детьми физической культурой. Это и
утренняя гимнастика, помимо прочего, стимулирующая привыкание к режиму, и физкультурные минутки, и праздники здоровья. Дети во всем берут пример со взрослых, поэтому идеальным будет проводить семейный досуг, активно занимаясь спортом.
Однако же нельзя забывать, что есть еще и антропометрические данные, говорящие о готовности ребенка к поступлению в школу. Имеется в виду не только его рост и вес, но даже наличие сменных зубов. Здесь, конечно, одним закаливанием и физкультурой не обойтись. В случае наличия определенного рода проблем не нужно спешить отдавать ребенка в школу. Пусть это будет не шесть лет, а семь или даже семь с половиной.
Далее рассмотрим психологическую готовность к школе. Под этим подразумевается, насколько у ребенка развиты память, речь, способность воспринимать информацию и концентрировать внимание. Все эти показатели говорят о так называемом волевом развитии ребенка. Бесспорно, все дети индивидуальны и не похожи друг на друга. У каждого свой уровень проявления воли, но есть особенный критерий, объединяющий всех. К моменту наступления школьного возраста у ребенка наблюдается процесс соподчинения мотивов, он понимает, что есть коллектив, как себя нужно веси со взрослыми (педагогами и родителями), каким требованиям подчиняться. Конечно же, в школе все требования повышаются постепенно, но уже к моменту начала обучения первоклассник осознает, пусть и на своем детском уровне, что в его жизни начинается совершенно новый этап. Теперь он принадлежит уже к абсолютно иной социальной группе – группе школьников.
Личностная готовность очень близка к психической. Психологи говорят о Я-концепции, объясняющей, как ребенок видит себя в окружающей действительности. Личность начинает формироваться еще в дошкольном возрасте. Основная деятельность в этот период – это игра, во время которой ребенок проявляет себя в разных ролях, учится правильно реагировать на различные ситуации и в то же время формировать собственное мнение и отстаивать свою позицию. Рядом с мотивацией мы здесь поставим восприятие ребенком собственного я.
Специалисты для определения личностной готовности вводят понятие «компетентность». Каковы же составляющие данного понятия? Это коммуникативность, социализация и развитие языка. Причем речь не только об определенном объеме знаний, но еще и об умении применить их на практике.
Вот теперь поговорим и о знаниях. В настоящее время дети уже в дошкольном возрасте имеют представление о многих предметах, которые будут ими изучаться в школе. Среди них: чтение, основы счета и даже умение решать простейшие арифметические задачи. Более того, многие дети уже в дошкольных учреждениях начинают изучать иностранный язык. Хотя начальная школа и рассчитана на уровень детей, которые еще не сталкивались с этими понятиями, бытует мнение, что ребенок в возрасте 6-7 лет должен владеть основными учебными понятиями, что в дальнейшем будет способствовать успешному освоению школьной программы.
Знание ребенком понятий числа в русском языке, некоторых арифметических законов лишним не будет. Однако если говорить о чтении, то обучение ему достаточно сложно. Данные навыки должны быть правильно сформированы. Если родители пытаются научить ребенка читать, опираясь на собственные ощущения, а на практике этот подход совершенно расходится со школьной программой, то в дальнейшем у ребенка могут возникнуть проблемы, которые усложнят работу педагога. В школе учат читать целиком, если не слова, то слоги. Многие же дошкольники начинают читать по буквам, что является неправильным, поскольку мешает звуковому и фонематическому развитию слуха и восприятию языка в целом. Ребенка приходится переучивать, на что уходит много времени, также это негативно влияет и на психику малыша.
Навыку счета также необходимо учить, опираясь на определенные правила. Считать ребенок должен не механически, а по математическим законам.
Кроме того, необходимо отметить, что не начальные навыки важны к моменту поступления в школу, а наличие интереса к познанию. Если ребенок готов к познавательному процессу, школьная программа, безусловно, будет им усвоена. Здесь мы также рассматриваем и общее отношение к процессу обучения, о котором говорилось выше.
Ребенка должна привлекать сама перспектива получения новых знаний. Здесь психологами вводится понятие «познавательная деятельность». Желание учится не появляется быстро, спонтанно, его нужно воспитывать. А начинать этот процесс нужно еще в раннем дошкольном возрасте. Если ребенок пассивен, ему тяжело овладевать школьной программой, что опять же сказывается на психике, когда он чувствует собственную несостоятельность по сравнению с одноклассниками с высокой успеваемостью. Неразвитая привычка думать и анализировать приводит в итоге к замкнутости либо к разрушительной гиперактивности.
Еще в дошкольный период нужно обращать внимание на развитие речи ребенка. Он видит предметы, значит должен уметь их сравнивать, понимать, чем они подобны и чем отличаются. Дети в старшем дошкольном возрасте уже говорят развернутыми предложениями и такую форму общения необходимо поощрять.
Совместная работа педагогов и родителей по подготовке ребенка к школе, безусловно, принесет свои плоды. Чем больше внимания уделить ребенку в дошкольном возрасте и попытаться исправить все недочеты, характерные для этого возраста, тем успешнее будет проходить этап начального образования.
Добавить комментарий