Родители занимаются развитием ребёнка с самого его рождения, а некоторые даже тогда, когда малыш еще находится в утробе матери. В первую очередь, родители традиционно стремятся развить интеллектуальные и творческие способности малыша. А в последнее время родителей все чаще волнует вопрос о том, как развить память у ребёнка. Ведь именно хорошая память поможет ребёнку улучшить интеллектуальные и творческие способности.
Учёные вывели много теорий о том, как развивается память, и как она работает, но наиболее распространенная – это сетевая модель развития памяти. По этой теории, память – это узелки, связанные между собой с различной силой. Сила этой связи зависит от ассоциации, которая возникает между узлами.
Память делится на краткосрочную, или её ещё называют «рабочей», и долгосрочную. Краткосрочная память – информация, которая активно используется. Долгосрочная память – долгое хранение определённых знаний.
Младенцы способны к формированию долгосрочной памяти, включая возможность узнавать людей, предметы, даже события. Большинство людей не помнят этот опыт. Такой процесс называют – младенческой амнезией. Младенцу не хватает психической зрелости, чтобы должным образом обрабатывать всю информацию, ставить «метки», которые позволят хранить информацию и извлекать её при необходимости. Но младенцы начинают накапливать информацию от первых нескольких недель.
Дети в младенческом возрасте отлично узнают своих родителей. Когда новорожденному 10 дней, он помнит запах матери и узнаёт его. В 4 месяца ребёнок отчётливо узнаёт мать среди группы людей.
Младенцы также хорошо запоминают последовательность действий. Например, они отчётливо знают, что после ванной последует кормление. Всё это учёные относят к бессознательным воспоминаниям, когда мы не даём отчёта тому, что мы делаем. У них не может развиться осознанное воспоминание из-за особенностей физиологического развития мозга младенцев. Учёные установили, что мозг ребёнка способен к осознанным воспоминаниям в 18 месяцев, когда полностью созревает отдел мозга, отвечающий за эту функцию. Поэтому мы и не помним ранние воспоминания. У нас также есть и эмоциональная память, когда мы помним, как мама держит нас или как папа улыбается и наши эмоции, связанные с этими поступками.
Развитие памяти у ребенка начинается ещё в утробе матери, когда образуются клетки мозга ответственные за воспоминания. В утробе ребёнок запоминает голос матери и это является его первым воспоминанием. Новорождённые не очень хорошо ориентируются в окружающем мире, но помнят и узнают голоса родителей. Они также начинают узнавать предметы, которые они видят каждый день. В четыре месяца ребёнок запоминает своё имя и смотрит, туда, где его произнесли. В 9 месяцев ребёнок запоминает, когда приходят родители, запоминает распорядок дня. В 10 месяцев, ребёнок вспоминает людей, которых не видел несколько дней. Дети в год способны соотнести слово и его значение. Очень важно, когда родители разговаривают с ребёнком, тогда он лучше осознаёт, к какому предмету относится слово или, что оно описывает человека. В 18 месяцев ребёнок уже помнит предметы и игрушки, даже не видя их. Большинство детей могут слушать простые команды и понимают их, хотя не всегда их выполняют.
Важную роль играет родительское поощрение. Поощрения помогают ребёнку запоминать эмоционально. Дети учатся через пример, когда родители показывают наглядно действие, ребёнок повторяет за родителями и запоминает, как нужно делать. Повторение стихов, песен, игр позволяет ребёнку не только запоминать, но и стимулирует развитие позитивной памяти. Со временем ребёнок будет воспроизводить песни и стихи из памяти. Родители должны помнить, что дети впитывают всё, что говорят родители и повторяют это. Хороший пример научит ребёнка действовать правильно.
Ребёнок овладевает многими действиями через игру. Игра – это не только активность ребёнка, но и его обучение и развитие. К тому же игра может надолго удержать его такое непостоянное внимание. Существует множество игр, способных оказать положительное влияние на развитие памяти ребенка.
Решение головоломки – это не только увлекательное занятие, но и упражнение для развития памяти. Кроме того, головоломки развивают такие способности, как узнавание, решение проблемы, внимание. Если дети играют вдвоём, то они ещё и общаются, учатся работать вместе для достижения одной цели.
Игра состоит из нескольких пар карт. Карты перемешиваются и раскладываются картинками вниз. Ребёнок может одновременно перевернуть не более двух карт. Задача – перевернуть две одинаковых карты. Если ребенок перевернет две одинаковых карты, то забирает их себе и ищет следующую пару. Играть можно как одному, так и в компании с друзьями. Эта игра очень хорошо развивает память.
Эта игра требует от ребёнка сосредоточения и концентрации на задании. Игра помогает ребенку запомнить цифры и буквы.
Автор: Остапчук Лилия Александровна
Добавить комментарий