Логика – одно из тех умений, которые необходимы ребенку для гармоничного развития в окружающей среде. Благодаря этому умению ребенок с возрастом учится выделять главное, делать выводы из той или другой ситуации и некоторые другие умения без логики не возможны. Ребенок, у которого развито логическое мышление в дальнейшем будет более успешно учиться в школе, а затем и высшем учебном заведении.
Стоит отметить, что логическое мышление человек развивает в течение всей своей жизни, но дошкольный возраст – самое лучшее время для ребенка в получении новых умений и способностей. Поэтому развивать логическое мышление лучше всего начинать с детства. Когда ребенок только начинает осваивать умение мыслить логически, оптимальным вариантом получения этой способности становится игра. Она позволяет в ненавязчивой, интересной форме способствовать развитию логического мышления, которое со временем из умения перерастет в навык.
Логические игры для детей в настоящее время представлены в богатом многообразии, вот лишь некоторые их виды: графические задания и игры, задания в виде ситуаций, игры с предметами и прочие. Все они различаются по возрасту, форме и развитию отдельного логического умения (смекалки, развития логических связей, логического мышления в общем).
Важным параметром в подборе любых развивающих игр для ребенка является его возраст. Именно он позволяет усложнять логические игры для детей. Также не следует забывать и про индивидуальное развитие.
Как известно, в настоящее время дошкольный возраст ребенка начинается с 2-3 лет. Именно этот возраст является первой ступенью в развитии такого умения как логика. В это время подойдут как графические логические игры, так и действия с предметами. Казалось бы, что такой возраст является не совсем подходящим для начала развития довольно не простого логического мышления, но специалисты считают, что это оптимальный возраст для получения первого логического опыта.
Примером логических игр для детей столь раннего возраста могут быть такие варианты:
- на примерах игрушек (кубиков, мягких игрушек и других) дать понятие ребенку много – мало, больше – меньше и прочие сравнительные понятия;
- можно предложить ребенку небольшие пазлы, из минимального количества элементов (2-4);
- с помощью тематических картинок (карточек) поиграть в игру, которая сопоставляет в единое целое части (например, «кто там живет», «кто это ест» и прочие);
- загадки для детей тоже являются отличным способом развития логического мышления. Ведь в них описывается предмет или животное, которое скрывается в ответе на нее. Ребенку приходится задуматься и сопоставить имеющиеся знания с услышанным, на основе чего он должен предложить свой вариант ответа. В этом возрасте загадки для детей должны быть простыми.
Как видно из примеров все логические игры для детей этого возраста направлены на изучение общих понятий и принципов описания и построения. В самом начале обучения ребенку помогает взрослый, а в дальнейшем ребенок справляется самостоятельно.
Следующая ступенька в развитии логического мышления – это возраст 4-5 лет. В этом возрасте очень важно заинтересовать ребенка процессом, что порой бывает довольно сложно. Но логические игры для детей этого возраста – одно из интереснейших занятий, если ранее интерес к таким играм не был потерян. Главным со стороны взрослого должно стать обеспечение достаточным количеством времени на раздумья, а при необходимости он должен направить дошкольника в «нужное русло» размышлений и оказать помощь в нахождении правильного ответа на задачу.
Самыми популярными способами развития логического мышления в возрасте 4-5 лет являются графические и речевые задачи. Помимо этих способов уже знакомые пазлы, только с большим количеством элементов, будут отличным способом закрепления этого логического умения.
Третья ступень в совершенствовании логического мышления – это возраст 6-7 лет. В этом возрасте дети готовятся пойти в школу, и логическое мышление главным образом необходимо развивать во время подготовительных к школе занятий.
Любая область знаний может предлагать свои логические задания и задачи. Например, во время занятий математикой ребенку предлагается такая логическая задача: «Марина нарисовала деревья – желтое и зеленое, а Даша нарисовала яблоки – желтое и зеленое. Что в рисунках девочек одинаковое? В чем различия?». Или есть более сложные: «Во время занятия лепкой Миша вылепил 2-х котят, а Слава 3-х. Скольких котят мальчики вылепили вместе? Кто из них вылепил больше котят, чем другой?» А во время занятий русским языком могут быть предложены логические задания в виде цепочки слов, в которой ребенок должен найти лишнее, например: кружка, ложка, тарелка, кастрюля. Подобные задания могут быть предложены детям в любой области знаний.
Таким образом, благодаря интересным играм и заданиям у ребенка развивается логическое мышление, значение которого сложно переоценить. И чем больше ребенок тренирует свою логику, тем сообразительней будет он в будущем, а логические игры для детей являются лучшим способом получения этого умения.
Автор статьи: Коноплева Ольга Владиславовна
Добавить комментарий