Случилось великое чудо – родился ребенок! Он совсем маленький и беспомощный. Его кормят, одевают, оберегают и любят. Но практически с первых минут жизни кроме потребности в тепле, сне и утолении голода он испытывает потребность в получении информации. С самого начала наш маленький кряхтящий комочек готовится вступить в самостоятельную жизнь.
Малыш постоянно узнает об окружающем мире что-то новое – прерывается только на время сна. Что сделает более легким процесс восприятия и усваивания маленьким человечком огромного количества новой информации? Конечно же, игра. И здесь на помощь приходят познавательные игры для детей – это разнообразные занятия с малышами, позволяющие чему-то научиться, узнать что-то новое о себе и окружающем мире.
Одновременно, такой способ получения знаний остается прекрасным развлечением, ведь большинство малышей весьма любознательны. Поэтому начинать использовать в воспитании и обучении познавательные игры для детей можно и нужно с самого раннего возраста.
В первую очередь, обязательно нужно учитывать возрастные особенности. Не требует доказательств тот факт, что, не зная простейшей арифметики в виде сложения и вычитания, невозможно понять даже начала алгебры или геометрии. С детскими играми, несмотря на то, что это игры, происходит то же самое – ребенок должен быть готов к следующему уровню сложности, полностью поняв и усвоив особенности предыдущего. Только при выполнении этого условия познавательные игры для детей будут выполнять свою обучающую функцию. В противном случае, малыш просто не справится с заданием и потеряет к нему интерес.
Нельзя так же забывать о том, что тема игры, ее цели и задачи, правила должны быть интересны ребенку именно в момент проведения занятия. При соблюдении этого фактора новые знания, умения или навыки будут естественным образом легко усвоены. Ведь это будет воспринято не как задание, а как веселое развлечение, которое исключает принуждение. И, конечно же, очень важен принцип разнообразия при организации такого рода игр. Сегодня познавательные игры для детей бывают индивидуальные, рассчитанные на группы детей, настольные, компьютерные. Взрослые выбирают для ребят подходящие по возрасту, детским предпочтениям и «взрослым задачам».
Какие бывают основные направления детских игр? Начнем с младенческого возраста. Основными, а главное – доступными для малыша, занятиями-играми на этом этапе становятся упражнения на развитие мелкой моторики рук. При этом ребенок учится выполнять совершенно определенные движения пальчиками и кистями ручек, а так же пальчиками ножек. Мелкая моторика напрямую взаимосвязана с вниманием, памятью, зрением, восприятием, речью, нервной системой в детском организме. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальчиков эти центры активизируются. Первыми простейшими на взгляд взрослого упражнениями могут быть обычные разглядывания ручек. Им на смену идут несложные жесты – захват игрушки ладонью или пальчиками. Далее уже переходят к удерживанию в руке карандаша, рисованию. Мелкая моторика имеет непосредственное влияние на ловкость рук, почерк, скорость реакции. Поэтому уровень ее развития определяет способность к запоминанию, логическому мышлению, развитие речи, умение концентрировать внимание и рассуждать, готовность к письменным упражнениям.
На следующих этапах познавательные игры для детей можно разделить на несколько групп:
Первые позволяют развивать внимание, ловкость и пространственную ориентировку, учат быстро реагировать на определенные правилами сигналы, повышают двигательную активность.
Эстетические познавательные игры знакомят ребят с различными цветами и геометрическими фигурами, дают представления о признаках и свойствах различных предметов, показывают основные способы изображения окружающего нас мира, развивают воображение, учат выражать эмоции.
Нравственные познавательные игры воспитывают способность к общению с друзьями, умение налаживать отношения с участниками игры в соответствии с определенными правилами, знакомят с различными профессиями.
Интеллектуальные познавательные игры для детей тренируют мыслительные процессы, развивают речь, дают представление о – соотношении предметов по размеру, форме, учат концентрировать внимание. Серьезным средством развития были и остаются сказки, чьи герои показывают формы поведения и характеры, что такое хорошо и плохо, почему добро побеждает зло, учат правильному поведению маленького человека в обществе, развивают воображение и формируют эмоции.
В наш век технического прогресса многие познавательные игры для детей предлагают популярные детские учебно-развлекательные сайты. Виртуальные игры помогают ребенку сделать первые шаги в освоении компьютера – такого важного и необходимого инструмента в жизни каждого. Но ни одна такая игра не сможет заменить занятий с мамами и папами или с друзьями. Только живое общение позволит малышу превратиться в успешного полноценного человека.
Автор статьи: Гришина Наталья Анатольевна
Добавить комментарий