Большинство сказок являются высокохудожественными литературными произведениями. Дети любят сказки. Они способствуют их эмоциональному и нравственному развитию. Слушая сказки, дети «примеряют на себя» образ главного героя или героини – смелых, красивых, борются вместе с ними за правду.
Сказки для детей младшего возраста – это еще и способ общения с родными людьми, т.к. слушая сказку, малыш слышит голос близкого человека, учится различать голосовые интонации и их значение. Постигая смысл того или иного сказочного произведения, дети учатся сопереживать героям, искренне радоваться успехам и достижениям других, жалеть и защищать слабых, помогать им. Также, и, наверное, это самое важное, что дают сказки – у ребенка зарождается чувство веры в справедливость: зло всегда должно быть наказано.
Сказки, как и любые литературные произведения, способствуют речевому развитию детей, учат их формулировать свои мысли. Помимо этого, сказки имеют огромное значение в формировании творческих способностей детей. Когда ребенок слушает или сам читает сказку, происходит процесс формирования творческого потенциала, развивается образное и абстрактное мышление.
Несомненно, первыми, самыми важными и авторитетными для ребенка воспитателями являются его родители, но и воспитательная ценность литературных произведений бесспорно очень велика. С самого раннего возраста, как только ребенок начинает слушать сказки, запускается процесс его самовоспитания.
Передаваемые из уст в уста русские народные сказки соединили в себе мотивы былин и Библии. В народных сказках отражены представления наших предков об окружающем их мире, который полон загадок и неожиданностей. В сказках русского народа органично сочетаются древние традиции Руси, язычества и раннего христианства. Таким образом, знакомясь со сказками, ребенок начинает изучать историю своей страны, ее обычаи. Кроме того, каждая сказочная история несет в себе глубокий поучительный смысл, в чем заключается ее огромное воспитательное значение.
Во многих русских народных сказках главным героем становится Иван Царевич. Он попадает в различные сложные ситуации. Например, Иван Царевич в одной из сказок добывает молодильные яблоки («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»), в другой – ловит Жар-птицу («Иван Царевич и серый волк»), еще в одной из сказок сражается с Чудом-Юдом («Иван − коровий сын).
Подсознательно, изучая опыт Ивана Царевича, ребенок представляет и себя в различных трудных условиях и учится находить выход из них. Так сказки для детей позволяют накапливать в подсознании юных читателей способы решения различных жизненных ситуаций. Сказки простым доступным детям языком повествуют о главных законах жизни не только в сказочном, но и вполне реальном обществе, о том, как важно быть добрым и справедливым, ставить высокие цели и добиваться их реализации во благо близких людей и всего общества.
Как и многие другие сказки для детей, «Иван Царевич и серый волк» имеет поучительный смысл, который так важен в формировании личностных качеств ребенка.
Размышляя над сказкой Иван Царевич и серый волк, предложите ребенку мысленно представить образы царевича, Жар-птицы, волка, пусть малыш расскажет, каким ему видится тридевятое царство, дремучий лес и волшебный сад. Возможно, чтение сказки позволит пробудить в ребенке не выявленные способности к живописи, музыке, литературе и другим видам искусства. Если ребенку захочется нарисовать Ивана Царевича или какой-либо эпизод из этой сказки, написать продолжение или свою версию сказки, такие стремления нужно всячески поощрять.
В.А. Жуковский под впечатлением народной сказки «Иван Царевич и серый волк» создал свою собственную поэтическую версию этого произведения, которое получило название «Сказка о Иване Царевиче и сером волке». В. В. Васнецов создал живописное полотно, иллюстрирующее сказку. И в наши дни сюжет сказки остается актуальным: режиссер В. Торопчин создал мультфильм по мотивам сказки «Иван Царевич и серый волк».
Таким образом, можно отметить огромное влияние сказок на развитие творческих способностей человека, как взрослого, так и совсем юного.
Добавить комментарий