Мир, который нас окружает, по большей части яркий и разноцветный. В особенности, если это мир маленького ребенка. И хотя основных цветов только семь, их оттенков – сотни. Умение различать цвета и оттенки, способность охарактеризовать тот или иной цвет приходят к нам в раннем детстве. Как правило, большинство людей не могут вспомнить, как и когда они научились называть цвета, поэтому вопрос о том, как научить ребенка различать цвета, волнует многих.
Каждый малыш, едва родившись, начинает чему-то учиться. Многие родители считают, что поначалу речь идет исключительно о получении физических навыков. На деле умственное развитие малыша должно начинаться еще до рождения. Давно уже научно доказано, что не родившийся еще ребенок, например, слышит голоса и выделяет из них знакомые тембры – например, родительские. Именно поэтому с новорожденным ребенком надо сразу начинать разговаривать – практически обо всем, что происходит вокруг. Так еще до начала полного понимания малышом смысла речи окружающих формируется способность слышать, понимать и в меру сил осмысливать сказанное.
Известно, что в основном цветовое зрение в полной мере начинает «работать» у ребенка в возрасте 2-3 месяцев. Однако родителям надо заранее научиться говорить с ребенком о цветах. Для этого достаточно вплетать в свою речь названия цветов окружающих и используемых предметов. Например: «Сейчас мы наденем розовые ползунки» или «Какая у нас тут красивая желтая погремушка!» Вот отличный пример того, как научить ребенка цветам на самом раннем этапе жизни.
Как и в любом деле, здесь важно не перестараться. В своей речи с малышом взрослым достаточно использовать десяток самых простых названий – основные цвета плюс еще два-три. Никаких «терракотовых», «баклажанных» и «изумрудных» цветов! Далеко не каждый взрослый способен точно объяснить подобное замысловатое слово, чего ждать от ребенка. Малыш просто запутается.
Разумеется, в данном случае еще очень далеко до того момента, когда ребенок начнет цвета называть. Однако именно столь ранний подход к решению вопроса, как научить ребенка различать цвета, и обеспечит в будущем отличный результат. А пока пусть малыш «накапливает информацию».
Празднуя первый настоящий день рождения, ребенок либо уже умеет самостоятельно ходить, либо очень к этому близок. В это время существенно расширяется кругозор ребенка, а также способы общения с миром.
Отличным продолжением работы с цветовым зрением ребенка станут прогулки на свежем воздухе. Нужно обязательно обращать внимание ребенка на то, насколько разные цвета его окружают. На данном этапе развития малыша названия цветов можно несколько усложнить, называя цвета темными или светлыми: светло-зеленый, темно-коричневый и так далее. Поскольку ребенок на втором году жизни постепенно накапливает словесный багаж, полезно употреблять такие слова, как «разноцветный» или «пестрый».
Кроме того, называя ребенку цвета, можно использовать сравнения:
Как правило, на третьем году жизни начинается активизация речевых процессов ребенка. Конечно, не все сказанное малышом понятно и членораздельно, но это, по сути, только тренировка. «Чистая» и правильная, без нарушений дикции речь редко встречается у детей младше трех лет. Это касается и названий цветов. Возможно, слово «синий» дастся ребенку без труда, а вот «красный» или «зеленый» получатся далеко не сразу.
На данном этапе как никогда важно не повторять за ребенком неверно произнесенные слова, даже если это делается с чувством радости и умиления. Малыш должен обязательно слышать четкую и правильную речь в любом возрасте, а сейчас – в особенности. Однако если родители и/или родные будут без конца поправлять ребенка, пользы от этого тоже не будет. Коррекция речи должна проходить ненавязчиво и мягко.
Очевидно, что на данном этапе жизни ребенка усилия родных должны быть направлены не только на то, как научить ребенка различать цвета, но и на умение называть их.
Обычно двухлетний ребенок уже пытается рисовать и раскрашивать, а раскраски для малышей – тема отдельная; первый опыт ребенок получает, разрисовывая простейшие крупные изображения: яблоко, банан, геометрические фигуры. Здесь с изучением цветов все просто: нужно постоянно обращать внимание ребенка на то, каким цветом что нарисовано (раскрашено). Важно не требовать от малыша, чтобы огурец обязательно был зеленым, и возмущаться, если яблоко оказалось в разноцветных разводах.
В зависимости от того, насколько успешным и полным было обучение ребенка различению цветов на предыдущих этапах, с двух- или трехлетним ребенком можно играть в игры, специально направленные на узнавание, различение и называние цветов.
Игр, во время которых можно закреплять знания ребенка о цветах, очень много. Вот некоторые игры для изучения цветов с ребенком.
1. Из цветного картона вырезать геометрические фигуры: круги, квадраты или треугольники. Вырезки перемешать, а потом предложить ребенку вытащить фигуры одинакового цвета. Какими именно при этом будут фигуры – неважно, важен цвет. Количество цветов и разнообразие фигур определить опытным путем, наблюдая за реакцией ребенка и его успехами. Точно так же можно играть с разноцветными однотонными кубиками.
2. Потребуется две группы игрушек. Первая – это мягкие игрушки, которые легко узнать, назвав какой-либо один цвет: серый заяц, желтый жираф и т.д. Вторая группа – это предметы: кубики, машинки, крупные детали конструкторов. Число предметов в каждой группе – одинаковое, цвета – не повторяются. Ребенок выполняет задание: например, желтому жирафу дает желтый кубик, а зеленой лягушке – зеленую машину. Позднее игру можно усложнить и дать малышу «разноцветное» задание. Например, пусть синему бегемоту «понадобится» красный мячик.
Изучая с ребенком цвета, не нужно сравнивать свое чадо с ровесниками и постоянно вникать в чужие достижения. Часто можно слышать от родителей: «Мы учим цвета по такой-то методике, результат потрясающий». Однако больший или меньший успех ребенка зависит, как правило, не от методики обучения, а от целого ряда причин:
Как правило, к пяти годам ребенок уже отлично ориентируется в основных цветах и оттенках: понимает, когда взрослые просят его надеть зеленое платье или коричневые шорты, а когда описывает какой-нибудь предмет, то достаточно точно характеризует его цвет (цвета).
Если в этом возрасте ребенок все еще не различает цвета или путает названия, возможно, речь идет о нарушении восприятия цветов или дальтонизме, хотя возможны и другие причины. Какие именно – позволит узнать обследование, в первую очередь у офтальмолога.
Автор статьи: Шилина Ольга Вячеславовна
Добавить комментарий