Возможно, не каждый поставит знак равенства между понятиями «несоблюдение правил этикета» и «невоспитанность». Однако это именно так. Почему-то это стало особенно заметно в наше время, когда люди, особенно молодые, не могут похвалиться хорошими манерами и элементарную вежливость ни в грош не ставят. А ведь именно это и составляет содержание этикета.
Правила этикета в обществе появились в древние времена. Так, уже в XII веке князь Владимир Мономах, работая над своим «Поучением к детям», включил в него и такие требования, как в присутствии старших молчать и им повиноваться; слушать советы мудрых; с ровесниками и младшими общаться дружелюбно, без подколок и «лукавого умысла»; никого не осуждать словами; не смеяться попусту.
На исходе XVII столетия двор французского короля Людовика XIV славился пышными приемами, на которых гостям вручались «этикетки» – карточки, на которых детально прописывалось, как правильно вести себя за столом, манеры и внешний облик и даже форма и содержание бесед в различных жизненных ситуациях.
Цель этикета как совокупности правил вежливого поведения чрезвычайно проста: люди, обладающие хорошими манерами или знающие хотя бы основные правила этикета, никогда не допустят возникновения конфликта – ведь все вокруг разные и по воспитанию, и по культуре.
В этом случае уместно сказать: чем раньше, тем лучше. Каждый человек знает, как раздражает собеседник, который перебивает на полуслове или влезает со своими комментариями в чужой разговор. А это как раз и есть невежливость – самое элементарное нарушение этикета. И родом она, как говорится, из детства. Тут же можно параллельно вспомнить вполне, казалось бы, симпатичного ребенка, который точно так же ведет себя в компании как сверстников, так и взрослых.
Так что уроки хороших манер малыш должен получать уже в раннем возрасте. Лучше не дожидаться и без того сложного подросткового периода, когда все предлагаемые правила, скорее всего, будут приняты в штыки, а отсутствие элементарных правил приличия граничит с хамством, за которое можно и поплатиться.
Некоторые педагоги предлагают начинать с ознакомления и запоминания двадцати с лишним советов–правил поведения на разные случаи жизни.
Правила этикета для детей, конечно же, ни в коем случае не следует прививать дидактически, с высоким процентом назидательности. Лучше всего превратить это в игру с привлечением любимых игрушек, попутно доходчиво объясняя, почему надо поступать именно так, а не по-другому, используя прием «поставь себя на его место». Здесь полное раздолье для маминой фантазии. А тем для обучения – множество, к примеру:
Игра поможет ребенку не только запомнить необходимые правила поведения, но еще и научит считаться с конкретной ситуацией, понимать механизмы человеческого общения и в итоге – стать по-настоящему интеллигентным человеком.
Добавить комментарий