Многие педагоги нынче отмечают, что в работе с ребятишками-дошкольниками и первоклашками больше всего проблем вызывает обучение письму. Нередко их увязывают со всеобщей компьютеризацией учебного процесса. Без сомнения, ребенку гораздо проще нажимать на соответствующие кнопочки на клавиатуре, чем старательно выводить в тетрадке определенные элементы письма. Для дошкольников это иногда кажется вообще непосильной задачей. Поэтому ребятишки испытывают определенные трудности как физического, так и психологического характера. А ведь умение разборчиво, грамотно и достаточно быстро писать просто необходимо во все годы учебы в школе. К тому же замечено, что главной причиной неуспеваемости учеников начальных классов является именно нарушения письма.

С чего лучше начать?
Неспроста в детских садах воспитатели во время занятий усиленное внимание обращают на развитие мелкой моторики, и уровень этого развития является важным показателем общей готовности детского интеллекта к будущей учебе в школе. Значение мелкой моторики в свое время отмечал известный советский педагог В. Сухомлинский, справедливо подчеркивая, что именно на кончиках детских пальчиков находятся «истоки способностей и дарований» воспитанников.
Помочь развить мелкую моторику детских пальчиков могут самые разнообразные занятия – в меру фантазии как родителей, так и воспитателей, а затем и учителей.

Так, многие мамы, прежде чем начать обучение письму дошкольника, придумывают упражнения графического характера.
- Можно предложить малышу книжку-раскраску, в которой необходимо «одеть», скажем, медвежонка в полосатые штанишки и клетчатую рубашку. Для этого надо аккуратно заштриховать соответствующие места рисунка. Примеров штриховки множество: дождевые капли из тучки, множество колючек на спинке ежика или чешуи на рыбке…
- Во многих изданиях для детей предлагается создать рисунок, соединив разрозненные точки плавной линией, или пройти лабиринт, найдя правильный путь от его входа до выхода. Для ребенка это и игра, и прекрасная графическая тренировка.
- Детям 5 лет уже можно предложить поработать с прописями, содержащими занимательный сюжет. На линейках расположены элементы букв в виде наклонных линий, дуг, овалов, обводя которые, малыш выполняет интересные и занимательные упражнения для подготовки руки к письму.

Играем и учимся
В занятиях с дошкольниками главное – игра. Для обучающих письму игр и опять же – в целях развития моторики – может послужить множество предметов. И в эти игры в равной мере можно играть как во время домашних занятий, так и в детском саду.
- Несколько мячиков из разных материалов – резиновый, пластиковый, текстильный – и разной формы могут стать «снарядами» для изучения: с перекатыванием их, ощупыванием, оценкой отличия незаметно идет подготовка руки к письму.
- Можно также поиграть с пуговицами и бусинами, нанизывая их на прочную нить по очереди.
- Неожиданной игрушкой могут стать бигуди. Если они с «липучками», то можно использовать их как конструктор: цепляя друг за друга, сделать мини-поезд, или как массажер – помассировать ладошки, катая бигуди между ними. А еще из них можно выкладывать знакомые буквы и цифры, различные фигурки.
- Неоценимый вклад в обучение письму вносят рисование цветными карандашами (особенно, если при раскрашивании часто чередовать их), лепка из пластилина, складывание пазлов и мозаик.
- Очень полезна для мышц рук работа с ножницами. Детям обычно бывает интересно вырезать из бумаги фигуры, картинки, делать из них аппликации, вырезать снежинки, бахрому, гирлянды. Конечно, не следует забывать, что «режущие» занятия должны проходить под наблюдением взрослых.

Формируем графические навыки
Задания для дошкольников по письму для начала должны включать написание самых простых элементов. Детям проще всего проводить вертикальные линии – пусть с этого и начинают. Попозже, когда линии станут все более уверенными и малыш научится правильно держать карандаш или ручку, можно приступить к «вычерчиванию» горизонтальных линий. Затем последуют наклонные – в одну и другую стороны.
В ходе занятий по рисованию грамотно будет обращать внимание на изображение ребенком овалов, крючков и кругов, которые являются составными элементами многих письменных букв.

Еще несколько советов
- Подготовка к письму содержит в себе не только упражнения для рук. Заранее надо постараться приучить малыша сидеть за письменным столом правильно, не облокачиваясь на него, не горбясь и не сутулясь.
- Правильно выбирайте ручку, которой будет писать ваш будущий ученик. Она должна быть не ребристой, не слишком длинной или, наоборот, не слишком короткой, не слишком толстой, чтобы ребенку было комфортно с нею работать. Стержень должен быть мягким, не вызывать лишних усилий у малыша при написании.
- Надо научить дошкольника держать ручку не так, как ему удобнее, а правильно – впоследствии переучивать его будет гораздо сложнее.
Как научить ребенка писать. Первые шаги.
Добавить комментарий