Современное содержание воспитания детей и учащейся молодежи - это научно обоснованная система общекультурных и гражданских ценностей и соответствующая совокупность социально значимых качеств личности, отношение личности к обществу и государству, другим людям, труду, природе, искусству, самому себе. Воспитание осуществляют для идентификации воспитанника с общепризнанными ценностями и качествами и самореализации его сущностных сил. Система ценностей и качеств личности развивается и проявляется через ее собственное отношение.
Развитое правосознание проявляется в осознании личностью своих прав, свобод, обязанностей, сознательном отношении к законам и государственной власти.
Политическая культура - это политическая компетентность (наличие знаний о типах государств, политической организации и политических институтах, принципов, процедур и регламентов общественного взаимодействия, избирательной системы), а также лояльное и одновременно требовательное отношение граждан к государству, его учреждениям, органам власти, способность активно участвовать в принятии политических решений.
Культура межэтнических отношений предполагает уважительное отношение детей и учащейся молодежи к правам человека; сформированность интереса к представителям других народов; толерантное отношение к их ценностям, традициям, языку, верованиям, умение гармонизировать свои интересы с этническими и религиозными группами ради гражданского согласия.
В младшем школьном возрасте воспитание патриотизма у детей происходит через познание себя как члена семьи, детского объединения, как ученика, жителя города или села. В основном патриотическое воспитание в школе детей младших классов должно быть направлено на воспитание любовь к родному дому, школе, улице, своей стране, ее природе, к родному слову и государственному языку, быту, традициям, культурным особенностям.
В подростковом возрасте воспитывается духовно осмысленный, рефлексивный патриотизм, объединяющий любовь к своему народу, нации, Родине с чувством уважения к другим народам, своим и чужим правам и свободам. Ценностное отношение к людям проявляется в нравственной активности личности, проявлении ответственности, честности, трудолюбия, справедливости, достоинства, милосердия, толерантности, терпимости к другому, доброжелательности, готовности помочь другим, обязательности, добросовестности, вежливости, деликатности, такта; умении работать с другими; способности прощать и просить прощения, противостоять проявлениям несправедливости, жестокости.
Показатель нравственной воспитанности личности - это единство нравственного сознания и поведения, единство слова и дела, наличие активной по форме и моральной по содержанию позиции.
Характер отношения личности к социальной среде меняется с возрастом. В младшем школьном возрасте ребенок овладевает элементарным умением и навыками поддержания и сохранения межличностного согласия, предотвращения и мирного решения конфликтов; способностью принимать во внимание мнение товарищей и оппонентов с ориентацией на взрослого как носителя общественных эталонов и морального авторитета.
В подростковом возрасте возрастает ценность дружбы со сверстниками, происходит эмансипация от непосредственного влияния взрослых, расширяется сфера социального общения, усваиваются общественные ценности, формируются социальные мотивы поведения, возникает критическое отношение к людям, выступающее регулятором поведения.
В юношеском возрасте увеличивается количество выполняемых старшеклассником социальных ролей, возрастают требования к ответственности за действия и поступки, формируются мотивы самоопределения, совершенствуется умение руководствоваться сознательно поставленной целью, возрастает роль самостоятельных форм деятельности: формируется общественная активность.
Добавить комментарий