Школьный музей в разные времена привлекал к себе большое внимание учеников разных возрастов. Поисковая работа всегда увлекательна и интересна. Но не менее интересна и работа экскурсовода в таком музее.
Обычно открывают школьный музей сначала небольшой экспозицией о родном крае и об историческом прошлом малой родины, где расположена школа. Затем руководитель или директор школьного музея проводит несколько экскурсий, в процессе которых он предлагает учащимся приносить экспонаты, чтобы пополнить экспозицию. При этом следует объяснить детям, что ими могут стать старые письма с фронта или старые фотографии родственников того периода, который охватывает данная экспозиция. Кое-где в домах сохранились старые газеты с новостями тех лет, кто-то из родственников отдаёт в школьный музей старую шинель. А кому-то повезёт, и поисковики отдадут найденные солдатские медальоны с мест сражений, каски, оружие или солдатский котелок. Всё это наполнит экспозицию музея в школе, связанную с прошлым нашей Родины, великим смыслом, потому что недаром говорят, что вещи хранят энергетику того человека, которому они принадлежали при жизни.
Конечно, руководителю школьного музея приходится проводить большую работу по накоплению устного и письменного документального материала о местных героях, участниках войны, о военной славе ваших мест, если таковые имеются. Для этого целесообразно собрать учеников – единомышленников, увлечённых такой же идеей и проводить научно – поисковые экспедиции в районы боевых действий даже за пределами вашей местности. Сама по себе поисковая работа не в «почтовый ящик» и не «на склад», а для музейной экспозиции, когда тысячи человек могут познакомиться с результатами твоего труда, - это очень значимо для любого человека, а для подростка тем более. Прикосновение к вещам людей, которые защищали Родину от врага и погибли, тоже даёт сильный импульс к осознанию подвига народа. Таким ребятам не нужно объяснять ценность медалей и орденов на груди у ветеранов. Они сами чувствуют волнение, когда видят и знакомятся с солдатами, выжившими в той войне. Чувство долга и патриотизма впитывается ими вместе с запахом земли, пропитавшейся кровью бойцов и пропахшей порохом.
Но на такие поисковые экспедиции могут попасть по разным причинам не все школьники, а желающих работать с экспонатами школьного музея всегда очень много. Поэтому следует создать специальные отряды, которые будут заниматься розыском родственников людей, живших и воевавших во время войны в вашем городе или деревне. Они обычно ведут с ними переписку, общаются, записывают воспоминания, которые вы сами обрабатываете и вставляете в экспозиции школьного музея. Создайте группу детей – оформителей, которые с удовольствием будут делать красиво написанные заголовки, тексты, украшать их изображениями по теме. А для более чёткого представления их о войне предложите принесённую именно вами литературу, иллюстрации на военную тематику известных художников, чтобы не только представить образцы для подражания, но и пробудить интерес к военному прошлому страны и, соответственно, патриотические настроения во время выполнения данной работы.
И последняя группа детей, которая станет вашей правой рукой в проведении патриотической работы со школьниками разных возрастов,- это юные экскурсоводы школьного музея. Для этой работы подбирайте не всех желающих, а делайте строгий отбор среди детей. Проверяйте уровень памяти, умение красиво и правильно излагать свои мысли в устной форме, и хорошую дикцию. Не бойтесь отпугнуть строгим отбором других ребят! Наоборот, он повысит рейтинг школьников – экскурсоводов в школьной среде. Занятия с ними проводите регулярно по всем критериям отбора, установив порядок проведения ими экскурсий по школьному музею. Сами экскурсии советую делать тематические: тогда больше возможности демонстрировать перед школьной аудиторией все экспонаты музея, а не держать их в хранилище годами. Да и готовить такие экспозиции намного легче, когда ваше внимание сосредоточено на определённых периодах или моментах прошлого. Регулярно проводите в стенах школьного музея патриотические праздники, встречи с ветеранами войны и труда, тематические викторины.
Таким образом, весь комплекс работ школьного музея по воспитанию у школьников патриотизма будет носить постоянный, разнообразный и систематизированный характер. А ваш школьный музей станет действительно сосредоточением и центром воспитание патриотизма в школе.
Автор статьи: Мурадасилова Светлана Александровна
Добавить комментарий