Целью воспитания является формирование гармоничной, всесторонне развитой личности. Очень важным моментом в реализации воспитательных задач является формирование у ребенка позиции юного гражданина и патриота. Патриотическое отношение к своему городу, краю, стране создает у ребенка чувство социальной ответственности и бережного отношения к труду, мотивирует на личностный и интеллектуальный рост. С этой точки зрения целесообразным представляется оборудовать специальный патриотический уголок в детском саду, наполненный необходимым дидактическим материалом.
Содержание
Типы дидактических материалов в уголке
Уголок патриотического воспитания в разных возрастных группах
Военная-историческая тема и тема достижений России
Уголок патриотического воспитания в детском саду должен быть постоянно "работающим". Для этого воспитателям и их помощникам следует продумать, как сделать так, чтобы он всегда был интересен и полезен воспитанникам. Чтобы ребятишки ежедневно к нему обращались и черпали для себя необходимую полезную информацию.
Тот материал, который будет находиться в уголке, должен подводить итоги предшествующей работы, закреплять результаты, а также побуждать юных граждан нашего государства узнавать новое.
Наполнение тематического уголка материалами можно представить по группам:
Наполнять уголок стоит, учитывая психологические особенности каждой возрастной группы воспитанников.
Воспитанники младшей группы (дети 3-х лет) находятся в периоде активного формирования речи, поэтому текстовым материалам должно быть уделено особое внимание. Так, стоит разместить папку с потешками, сказками (например, сказками В. Бианки) и небольшими стихотворными произведениями из русского фольклора.
В этом возрасте у ребенка внимание и запоминание носит произвольный характер, он запоминает то, что ему больше всего понравилось, какие-то яркие и впечатляющие моменты.
Поэтому правильно будет разместить в уголке кукол в ярких русских сарафанах и кокошниках, дымковские раскрашенные игрушки, свистульки – то, что привлечет внимание малыша и заставит его взять игрушку в руки.
В этом возрасте ребенок воспринимает только ближайшее окружение, поэтому картинки в уголок младшей группы стоит выбирать с изображениями природы родного края – например, с заснеженной елью, ежиком, спешащим домой с яблоком, осенним пейзажем.
Хорошим наглядным и игровым пособием для самых маленьких станут куклы-матрешки или тряпичные куклы в русских народных костюмах.
Уголок патриотического воспитания в средней группе и старшей стоит укомплектовать более глубокими дидактическими материалами.
В этом возрасте начинает формироваться наглядно-образное мышление, ребенок способен усвоить информацию об отвлеченных предметах.
На стендах можно разместить фотографии родного города со значимыми достопримечательностями – памятниками архитектуры, особо живописными и известными местами города или поселка, мемориалами. Также стоит поместить изображения с гербом родного города, гербом российской федерации и флагом. Можно поставить настольные флажки или оформить всю стенку уголка большим флагом.
Хорошей идеей будет представить творчество самих воспитанников, например, поделки, выполненные для пап к 23 февраля. В папке с творческими заданиями можно поместить карточки со словами на тему «Россия наша Родина» и попросить воспитанников составить несложные предложения с этими словами.
Уголок патриотического воспитания в подготовительной группе следует наполнить материалами, формирующими гражданскую позицию ребенка.
У детей в возрасте 5-7 лет начинают формироваться элементы логического мышления, ребенок способен воспринять такие отвлеченные понятия, как страна, глава государства, край, национальность.
На стенде можно разместить карту России, родного края, российский флаг и символику, портрет президента РФ, альбомы с фотографиями, иллюстрирующими изменения родного города, картинки на историческую тему – например, изображение русского богатыря или солдата-защитника отечества 1812 года, фотографии памятников, посвященных памяти воинов Великой Отечественной Войны.
Мальчикам, несомненно, будут очень интересны и полезны настольные игры военной тематики, где демонстрируются различия между солдатами разных войск. Поделки, рисунки и открытки, выполненные ко дню Победы 1945 года, станут замечательным украшением такого уголка.
Текстовые материалы лучше разнообразить произведениями поэтов-классиков, например, стихотворением А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!». Также стоит разместить альбом, демонстрирующий национальное разнообразие России.
Что больше всего может привлечь внимание детей? Конечно, игры. К примеру, классическая игра "Одень куклу". Девочки, да и мальчики, могут облачать кукол в национальные костюмы народов Российской Федерации, которые живут именно в вашем регионе. И, конечно же, играть с ними: например, петь заранее разученные народные песенки, рассказывать народные сказки и потешки.
В патриотическом уголке можно поместить игру "Профессии". В рамках изучения профессий сделать акцент на таких профессиях, как учитель, врач, военный как защитник Родины, пограничник, защитник границ Отечества, а также на других общественно значимых профессиях. Важно, чтобы дети знали не только, что делают взрослые этих профессий, но и для чего они это делают: для счастливой и безопасной жизни всех людей нашей страны.
К слову скажем, что многие игры, на первый взгляд никак не связанные с любовью к Отечеству, можно подвести под патриотическое воспитание дошкольников. Ту же дидактическую игру "Сложи букву", во время которой дети из элементов буквы складывают целую литеру. А почему бы в связи с этим не рассказать ребятишкам о славянской азбуке и ее создателях, братьях Кирилле и Мефодии? Важно, чтобы сам воспитатель был, как говорится, "в теме", чтобы он понимал и чувствовал момент, когда что-либо можно сказать или показать детям в дополнение к материалу.
Однако это, как говорится, классика. А что более современное может содержать уголок патриотического воспитания в ДОУ?
Совместно с родителями и воспитанниками можно составить генеалогическое древо «Мой род». Эта работа подведет своеобразный итог предшествующим занятиям, на которых, в числе прочих понятий, будут раскрыты такие как "мать", "отец", "дети", "внуки", "семья", "родственники", "род", "родословная", "родной язык", "народ", "родина", "Отечество". Важно, чтобы ребятишки поняли, как связаны эти понятия, что из чего проистекает и чем продолжается, что будет, если прервать все это.
Как уже было указано, отражению военных тем необходимо выделить место в патриотическом уголке. Ведь в истории нашего государства было немало войн. И изо всех русский народ рано или поздно выходил победителем. О славных подвигах предков, о богатырях, чьи подвиги воспеты в былинах, об оружии и оружейниках прошлых столетий и современных военных установках, машинах, вооружении, оружии и их конструкторах обязательно должны знать и мальчики, и девочки.
Может быть, в патриотическом уголке появятся модели оружия, вооружения, боевых машин, а также экипировки воинов разных эпох. Уместны будут материалы о полководцах, военных конструкторах, создателях лучшего в мире оружия. Все это пробудит интерес к военным темам и создаст предпосылки того, чтобы мальчики в будущем с желанием служили в Вооруженных силах, а может быть, стали профессиональными военными.
Развивая военно-историческую тематику, можно рассказать детям и о понтонных мостах, по которым передвигаются люди и техника через любые водные преграды, и о том, почему понтоны непотопляемы. Или поведать о полевой кухне, которая впервые появилась именно в русской армии сравнительно недавно, только в Первую мировую войну. И несколько полевых кухонь были подарены французам, в то время нашим противникам. И таких тем много, был бы интерес, который от воспитателя передался бы детям.
Помогут и мультфильмы в знакомстве с историей нашей страны с древнейших времен до современного времени. Таких развивающих мультфильмов для детей к настоящему времени создано очень много. Ребята должны понимать, что русские воины всегда использовали оружие только для защиты государства. Для того чтобы обеспечить мирную жизнь страны, армия всегда должна быть готова дать отпор любому завоевателю.
Важно воспитывать у детей чувство гордости за свою страну, за достижения соотечественников в различных областях. Это также можно сделать с использованием мультфильмов. К примеру, советский мультфильм «Самый маленький» рассказывает о первом самолете, а, как известно, самолет – дело русского изобретателя Игоря Сикорского. Только нужно учитывать, что по названию мультфильма не всегда можно понять, о чем пойдет речь. И чтобы подобрать нужные мультики, нужно обратиться не только на сайты, где собраны описания обучающих мультфильмов, но и к знатокам мультипликации, на форумы.
Чтобы воспитанники могли сами выбирать те мультфильмы, которые им хочется посмотреть, можно сделать небольшую книжку-раскладушку. Каждую страничку посвятить одному мультфильму. Краткое описание и небольшая иллюстрация к мультфильму чуть-чуть расскажут о содержании фильма и заинтересуют детей. Если кто-либо из старших дошкольников уже умеет читать, то он сможет и сам получить необходимую практику чтения, и другим детишкам помочь выбрать мультфильм для просмотра. Полезно будет сделать такую книжечку в двух экземплярах: одним постоянно будут пользоваться дети, а другой будет у воспитателя.
Конечно, не целыми днями мультики смотреть, пусть и серьезные.
Обязательно включите в оформление патриотического уголка в детском саду материалы о знаменитых людях, родившихся или живших в населенном пункте. Это могут быть портреты и иллюстрации того, что связано с именами знаменитых земляков.
Возможно, предстоит (или была проведена) экскурсия, рассказывающая о местных знаменитостях. Материалы патриотического уголка помогут пробудить интерес к предстоящему событию или расширить и закрепить уже полученные знания. К примеру, человек был поэтом, возможно, сочинял и для детей. Стихотворения будет уместно разучить с воспитанниками, а книжки поместить в уголке, чтобы дети смогли их посмотреть или даже прочесть. А может быть, земляк был художником, тогда, наверняка, есть и репродукции картин, доступных детскому восприятию.
Отметим, что патриотический уголок в детском саду может содержать материалы не только об истории населенного пункта, а и о том, благодаря чему город, поселок или село полезны государству. Может быть, в городе работает ряд государственно важных предприятий, а может быть, есть медицинский центр, где лечат больных со всей страны. Чтобы это сделать, нужна глубокая информация, как говорится, "по теме". И тогда ребятишки будут восхищаться и гордиться своей малой родиной, своими родными, близкими, которые ежедневно приносят пользу стране, и естественно, дети будут стараться быть похожими на взрослых. Кроме того, важно, чтобы дети понимали, что приносить пользу Отечеству можно в любой сфере деятельности: как на гражданском, так и на военном поприще.
Символика России и населенного пункта, карты и символы края, республики, государства – все это тоже более чем уместно в патриотическом уголке. Важно детям объяснить, как за много веков сравнительно небольшая Русь приросла такими огромными территориями, и сегодня это самое большое в мире государство.
Дети должны знать и понимать, что это было освоение земель и добровольное присоединение народов, а не военное вторжение. В этой связи можно рекомендовать цикл мультфильмов «Гора самоцветов», в котором собраны интереснейшие сказки многих народов, населяющих Российскую Федерацию.
Важно донести до детей, что плохих народов не бывает, что свою культуру и культуру других народов надо уважать и беречь. И что только живя в мире и согласии, мы можем жить долго и сохранить нашу общую Родину.
Конечно, обо всем этом дети узнают в школе, но основы необходимо заложить сейчас, наполняя патриотическое воспитание в детском саду богатым содержанием. Материалов можно собрать предостаточное количество, главное, чтобы они вовремя заменялись, и чтобы детям постоянно было легко и интересно узнавать все больше нового о своей родине. Очень много зависит от широты кругозора, заинтересованности темой самих педагогов, от тех возможностей, которые могут увидеть и воплотить в жизнь сами взрослые.
Таким образом, патриотический уголок в ДОУ является полезным развивающим фактором и способствует воплощению воспитательных задач. Знакомясь с родным краем через различные виды деятельности, накапливая социальный опыт, приобщаясь к культуре, ребенок осознает свою принадлежность к определенным этно-культурным условиям.
Добавить комментарий