Россия – государство многонациональное, и чтобы оно было крепким и не разваливалось нужна идея, духовный стержень помимо простого определения границ и верховенства одних законов на всей общей территории.
Вместе с СССР развалилась и система патриотического воспитания, рухнули все идеи, принципы, правила, которые делали страну сильнейшей в мире, поскольку сила России – в единстве народов ее населяющих. Именно поэтому восстановление сильной России невозможно без патриотизма ее граждан. Патриотическое воспитание младших школьников – важнейшая ступенька в становлении гражданско-патриотического сознания новых поколений граждан России.
Содержание
Патриотизм и процесс патриотического воспитания
Младший школьный возраст как сензитивный период для воспитания любви к Родине
Цели и задачи патриотического воспитания
Направления патриотического воспитания
Формы и методы патриотического воспитания
Патриотизм – понятие достаточное древнее. Сейчас сущность патриотизма часто высмеивается, его принципы и ценности нивелируются. Несмотря на все эти отрицательные тенденции, дадим определение понятию «патриотизм».
Патриотизм – чувство человека, отражающее его гражданскую позицию: любовь к Родине, ее природе, уважение ее законов и традиций, гордость за достижения ее граждан во все времена и стремление служить Родине.
Патриотическое воспитание – целенаправленный процесс формирования такого отношения к Родине, при котором забота о благе страны, ее народа, культурном развитии и природе становится частью жизни личности.
Именно младший школьный возраст является наиболее подходящим, сензитивным периодом для формирования социально значимых ценностей в сознании ребенка. Именно в этот период важно заинтересовать ребенка деятельностью, которая направлена на благо Родины и коллектива. Как правило, организуется патриотическое воспитание школьников через внеурочную деятельность учителя. Педагог должен дать детям возможность проявлять активность, создавая материальные ценности, организуя мероприятия, которые позволяют познакомиться с жизнью своей страны, ее традициями и историей.
У ребенка младшего школьного возраста хорошо развито образное мышление, лучше всего он воспринимает эмоционально окрашенные факты. Опираясь на эти особенности психики можно построить эффективную систему патриотического воспитания. Например, изучать историю России можно по родословным, которые составили дети с родителями. Тогда факты истории для них проникнутся эмоциями, и знания закрепятся в образах.
Известную активность младших школьников тоже можно направить на формирование патриотизма. Общественно значимые и общественно одобряемые работы очень привлекают детей. Это может быть подготовка к встрече ветеранов, украшение класса и школы, озеленение и обустройство пришкольной территории и т. п.
Игра у детей младшего школьного возраста все еще остается ведущим видом деятельности и ее тоже следует направить в нужное русло. Можно серьезные мероприятия превратить в увлекательную игру: экологические игры, игры по истории, соревнования, общественные акции и т. д.
Таким образом, умело организуя общие дела и различные мероприятия, учитель постепенно достигнет своей цели – воспитание патриотической позиции каждого ученика.
Патриотическое воспитание в школе должно быть одним из приоритетнейших направлений педагогической деятельности.
Целью патриотического воспитания является формирование гражданско-правовой позиции, любви и уважения к Родине и людям, стремления трудиться и защищать Родину, оберегать природу.
Задачи патриотического воспитания:
Количество задач может быть многократно увеличено. Это происходит, потому что патриотизм – это многогранный феномен. Патриотизм может формироваться в течение всей жизни человека и постоянно включать новые задачи, в зависимости от событий, происходящих в стране и мире.
Мероприятия по патриотическому воспитанию в школе можно разделить на четыре основных направления:
Направления патриотического воспитания по отдельности или комплексно реализуются в формах и методах педагогической деятельности:
Обычно патриотическое воспитание младших школьников осуществляется учителем в классном кабинете. Там, не мешая учебно-воспитательному процессу в школе, можно организовывать свои выставки и конкурсы, вешать стенгазеты, проводить различные мероприятия. Но часто к такой работе привлекаются библиотекари. Патриотическое воспитание в библиотеке – это, как правило, тематические выставки литературных произведений, творческие презентации, литературные вечера. К организации воспитательных мероприятий в библиотеке можно также привлекать младших школьников, они с удовольствием помогут расставить книги, украсить помещение и будут рады приложить свои усилия для общественно значимого дела.
Такие формы и методы работы научат младших школьников быть активными, трудиться на пользу класса, школы, города, а, следовательно, для Родины. Позволят детям осознать свое место в обществе, научат заботиться о близких и беречь природу.
Комментарии
Я считаю, что в школе важнее заниматься вопросами эмоционального развития, а также личными и семейными трудностями, с которыми сталкиваются дети.
Добавить комментарий