Перцептивное обучение – это воздействие на восприятие опытом прошлого. Перцептивные навыки играют существенную роль в способности организма к выживанию. Они позволяют выработать более эффективные реакции на раздражители. Перцептивные способности имеют свойство изменяться под воздействием дальнейшего обучения.
Перцептивные задачи, возникающие в контексте задач практической деятельности, оказывают значительное влияние на развитие восприятия дошкольника. Н. С. Пантина считает, что пока ребенок не воспримет задачу в ее истинном виде и не начнет ее как-то решать, никакого прогресса в восприятии свойств и соотношений предметов ожидать не приходится. Учет воспитателем того, что процесс формирования эталонных представлений у ребенка раннего возраста начинается на зачаточном уровне и проходит степень накопления перцептивного опыта, позволяет планировать этот процесс с целенаправленным стремлением взрослого к его результату - сформированности эталонных представлений, сохраняя спонтанный характер этого процесса для ребенка. Перцептивное обучение дошкольников начинается с создания воспитателем детского сада предметно-развивающей среды и продолжается благодаря введению им перцептивных задач в повседневную жизнь детей.
Следующая степень сформированности эталонных представлений характеризуется тем, что развитие восприятия дошкольников происходит в направлении «укрупнение смыслов» без особого их расширения. Эта ступень называется сенсомоторной. Л. А. Венгер в своих исследованиях восприятия пришел к выводу, что «усвоение классификационных групп происходит на перцептивном уровне без обязательного осознания ребенком основ классификаций, координации, содержания и объема классов». На этом уровне ребенок правильно соотносит предметы по их свойствам, не говоря их названия, или вербализирует ошибки. Ребенок соотносит предметы по принципу «такой-не такой», по определенному параметру (цвет, форма, размер и т.д.), т.е. действует путем проб и ошибок. Традиционная же система сенсорного воспитания предлагает учить детей осознанному обследованию предметов, что не представляется возможным до достижения ребенком среднего дошкольного возраста.
Л. А. Венгер видел возможности для улучшения развития восприятия в том, чтобы перцепция была включена в контекст предметных и продуктивных задач, требующих учета внешних свойств и соотношений предметов.
Задача перцептивного обучения дошкольников: улучшение умения ребенка делать все тоньше различения свойств предметов и соотношений, зависит от положительного подкрепления и коррекции. Различения улучшается только с практикой. Как при осознании результата, так и без его осознания. Когда перцептивное обучение происходит в благоприятных условиях, в «очеловеченной» среде, понимание ребенком перцептивной задачи подкрепляет возникновение и поддержание интереса к сенсорной информации.
Задача перцептивного обучения дошкольников этой степени сформированности эталонных представлений, по нашему мнению, в том, чтобы педагог повысил собственную речевую активность относительно названия свойств и соотношений тех предметов, на которые направляется внимание ребенка, и не требовал развернутых словесных ответов от малышей. Необходимо научиться особому отношению к детским ошибкам: исправлению ошибок без нарекания за них. Воспитателю детского сада важно осознать, что понимание слова в соотношении его с предметом и сочетания слова с представлением этого предмета для ребенка раннего возраста - сложная мыслительная деятельность, которая улучшается со временем и в результате практики.
Перцептивное обучение дошкольников происходит в течение всего времени их пребывания в дошкольном учреждении кратковременными периодами, возникающими спонтанно. Остальное время малыши свободно бегают, разговаривают или молчат, поют, резвятся, когда им заблагорассудится. Воспитатель не сдерживает эти внутренние импульсы, однако, активизируя свободные действия детей, направляет их в русло развития перцептивных способностей и овладения общепринятыми нормами поведения.
Добавить комментарий