С самого момента рождения дети начинают взаимодействовать с другими людьми. По мере взросления возможность общаться с другими детьми развивает навыки взаимодействия, учит дружить и осознавать границы собственной личности.
У детского сада 2 основные цели:
Акцент на развитие социално коммуникативных навыков в детском саду поможет освоить жизненные компетенции, такие как умение делиться, взаимодействие, уважение и послушание.
Проведённые исследования показывают, что приобретение социальных навыков в возрасте 2-3 лет имеет долгосрочные последствия в формировании будущего поведения ребёнка.
Занятия в детском саду должны помочь детям понять, как работать вместе, решать проблемы посредством общения, делиться и получать удовольствие от учёбы. Занятия по развитию социальных навыков могут быть различными, но все они нацелены на общение и совместную работу дошкольников. Ниже представлены задания и игры для детей на развитие навыков общения в детском саду.
Построение отношений важно для создания гармоничной атмосферы в группе детского сада, где дошкольники могут заводить друзей и общаться друг с другом. Эта простая игра поможет сплотить детский коллектив.
Рассадите детей в круг и объясните, что им нужно будет делиться информацией о себе: вещи, которые нравятся или не нравятся, семья, увлечения. Возьмите в руки клубок ниток и начните игру, рассказывая о себе. Затем, удерживая конец нити, перебросьте клубок ребёнку напротив, который должен будет рассказать что-то о себе и, ухватившись за нить, перебросить клубок следующему. Продолжайте игру до тех пор, пока не выскажется каждый – так у вас получится сеть общения.
Научите дошкольников основам невербального общения: пусть они попробуют делать общее дело молча. Детям нужно будет выстроиться в шеренгу по росту, не произнося при этом ни слова. Вместе с детьми проанализируйте, как они могут общаться, используя только жесты и мимику.
Любой воспитатель детского сада знает, что детей сложно заставить делать что-то по очереди и быть терпеливыми. Игры в кругу, например, «Передай улыбку», помогут дошкольникам привыкнуть к очерёдности участия. Рассадите детей в круг и объясните, что нужно передать по кругу улыбку. Ребёнку необходимо дождаться, пока сосед не передаст ему улыбку, перед тем как передавать её самому. Подобную игру можно проводить и с другими эмоциями, например, грустью или злостью, чтобы изучить различные чувства и пополнить словарный запас.
Для развития у дошкольников навыков слушания проведите игру в закорючки. Возьмите большой лист бумаги. Ребёнок должен произнести своё имя и какой-нибудь забавный факт о себе, например, любимое блюдо или вид спорта, рисуя закорючку на бумаге. Следующий участник говорит что-то о себе и продолжает рисовать закорючку, начатую предыдущим. Пусть выскажется каждый, и на бумаге образуется большая загогулина. Начните игру заново с чистым листом бумаги, но на этот раз дети должны вспомнить факт о ком-то другом: родителях, товарищах, воспитателе и т.д. Это научит детей активному слушанию.
Развитие навыков общения по телефону может проводиться в группе детского сада или дома. Подобные занятия учат детей общаться и помогают запоминать цифры. Дети обучаются звонить по телефону, отвечать на звонки, переключать на другую линию, а также набирать важные номера телефонов. Чтобы не набирать номера на настоящих аппаратах, дети с помощью картона и фломастеров на творческих занятиях могут своими руками создать игрушечные телефоны.
Присядьте рядом с ребёнком, напишите номер, который ему необходимо набрать, и позвольте ему самостоятельно найти цифры на телефоне. После воображаемого звонка «снимите трубку» и поддерживайте соответствующий разговор, не забывая произносить фразы для приветствия и прощания. Затем вы позвоните ребёнку, чтобы он попробовал самостоятельно ответить на телефонный звонок.
Еще одно задание на развитие навыков общения – совместное сочинение сказки. Оно помогает детям научиться работать в группах, а также освоить навыки слушания и говорения. Рассадите детей в круг. Объясните, что группа будет вместе сочинять историю, и каждый будет продолжать сюжет. Пусть кто-то начнёт с первого предложения (либо воспитатель, либо ребёнок). Следующий участник придумывает своё предложение. Продолжайте по кругу, чтобы каждый добавлял по одному предложению, пока сказка не закончится. Цель занятия – научиться слушать и сочинять историю со смыслом.
Во многих магазинах игрушек или книжных магазинах продаются яркие цветные парашюты для групповых игр. Игры с парашютами могут быть очень весёлыми и увлекательными, а также они помогают приобретать навыки взаимодействия, очерёдности, командной работы и общения. Разделите дошкольников на 2 группы, расставьте их вокруг парашюта, так, чтобы каждый держался за него. Поместите большой мяч в центр парашюта и объясните, что команда набирает очки, двигая мяч со стороны другой команды. Либо пусть дети все вместе пытаются загнать мяч меньшего размера в центральное отверстие парашюта.
Эта игра нацелена на активное общение, она помогает детям сбрасывать избыточную энергию. Дети садятся в круг лицом к центру, а кто-то один остаётся за кругом. Он идёт вокруг остальных детей, легонько дотрагиваясь до головы каждого и произнося «Утка» при каждом прикосновении. В какой-то момент нужно произнести название другого животного.
Затем ведущий бежит вдоль круга, а тот, кого он коснулся последним, должен догнать его, изображая названное животное. Если беглеца догоняют, то он должен сесть в центр круга и рассказать что-нибудь интересное о себе, а догоняющий становится ведущим. Если убегающий успевает сесть до того, как его поймают, то догоняющий рассказывает что-то интересное о себе, а затем становится ведущим.
Данная игра научит детей общаться языком тела. Проводите игру в большой, свободной и светлой комнате. Ребенок вызывается сам или выбирается на роль водящего. Он должен засалить другого ребёнка, который после этого сам станет водящим.
Ребёнок может спастись от засаливания, обнявшись с другим игроком. Обниматься могут только двое. Для предотвращения неловких ситуаций пусть дети обнимаются сбоку. Можно обнимать одного и того же человека лишь 2 раза за один кон.
Подобное занятие помогает детям социализироваться в незнакомом коллективе, научиться слушать друг друга и работать в команде. Игра проводится на открытом воздухе под надзором воспитателя, исполняющего роль «сержанта-инструктора по строевой подготовке».
Первая команда, которую подаёт «сержант»: «Лицом к лицу». Это значит, что каждый ребёнок должен встать напротив другого человека. Затем сержант отдаёт ещё от одного до трёх приказов, цель которых - соединить определённые части тела: например, «голова к голове», «плечо к плечу» или «запястье к запястью». Необходимо называть только те части тела, которые могут соприкасаться физически.
Когда сержант прокричит «лицом к лицу» снова, игрок должен найти другого партнёра. Игра продолжается до тех пор, пока группа не перемешается, либо пока не пропадёт интерес.
Добавить комментарий