В нашем мире ничего не стоит на месте. Система образования также движется вперёд, покоряя новые вершины знаний и умений. Наряду с традиционными способами обучения в процесс начинают внедряться инновационные педагогические методы, позволяющие формировать разностороннюю личность.
Современный выпускник школы должен обладать не только теоретическими знаниями, но и быть подготовленным практически, чтобы в дальнейшем ему было легко овладеть профессией и найти своё место в жизни. Поэтому педагогам очень важно время от времени отходить от классической системы обучения к личностно-ориентированной модели построения урока. Например, включать творческую деятельность в образовательный процесс.
Среди множества подобных методов одно из ведущих мест занимает исследовательская работа. Начинать приобщать к ней учеников нужно уже в начальной школе, поскольку именно здесь закладывается фундамент знаний, умений, навыков и любой самостоятельной и творческой деятельности.
Несмотря на то, что исследование само по себе не предполагает создания какого-то определённого объекта, а лишь является своеобразным поиском, исследовательская работа в начальной школе должна быть структурирована и отвечать поставленным целям и задачам.
Работа с детьми в самом начале их исследовательской деятельности направлена на формирование самостоятельного мышления, стимулирование развития интеллектуального и творческого потенциала через способность достижения результатов (даже с небольшим багажом знаний). Благодаря такой работе у младшего школьника возникает интерес к наукам, мотивация к обучению, развивается умение принимать решения самостоятельно и вместе с командой (с одноклассниками и родителями).
Исследовательская работа в начальной школе приучает детей читать книги и научные журналы, поскольку без теоретической информации не обойтись. Это сильно расширяет кругозор и мотивирует, поскольку многие тексты являются увлекательными литературными произведениями.
Современный ребёнок не представляет своей учёбы без компьютера и сети Интернет. Из этого также можно извлечь большую пользу. Чтобы результат исследований был красиво оформлен и представлен на конференции, нужно научить ребёнка работать с текстовыми редакторами и программами создания презентаций и видео. Всемирная паутина также придёт на помощь: здесь можно копировать рисунки, схемы и учиться правильно выбирать нужную информацию.
Чтобы исследовательская работа в начальной школе проводилась с пользой, ни в коем случае нельзя пускать её на самотёк. Учитель обязательно должен стимулировать, направлять, корректировать процесс и формировать у детей определённые умения:
Конечно, в начальной школе темы для исследования довольно простые и доступные, но для ребёнка они являются основой развития данных умений.
Для младшего школьника немаловажно участие родителей в его деятельности. Это помогает членам семьи ещё больше сблизиться и даёт им возможность уделять ребёнку больше внимания. Многие родители с удовольствием погружаются в работу и не только помогают своему малышу, но и сами узнают что-то новое (выращивают растения, наблюдают за погодными явлениями или подбирают информацию для теоретической части исследования).
Исследовательская работа в начальной школе состоит из нескольких этапов:
Для того, чтобы результат исследовательской работы был положительным, учитель ещё в самом начале должен мотивировать детей и показать им перспективу. Во время работы умело руководить и направлять. На последнем этапе вовремя прийти на помощь, поскольку многие дети теряются в присутствии большого числа зрителей (даже если они их давно знают).
Исследовательская работа в начальной школе – это важный этап на пути формирования грамотной, увлекающейся и разносторонней личности.
Автор статьи: Соколова Юлия Алексеевна
Добавить комментарий