В наши дни состояние здоровья детей разных возрастов оставляет желать лучшего, при том, что предъявляемые к ним требования очень высоки, и справляться с ними под силу только здоровым детям. Поэтому важнейшей задачей общества стало их оздоровление на различных этапах развития, с учетом того, что здоровье – это не только отсутствие болезней и недомоганий, но и гармоничное развитие, высокий уровень работоспособности (умственной и физической), готовность организма адаптироваться в изменяющихся условиях жизни, а также социальная активность.
Среди дошкольников всего 3 – 4% практически здоровых детей, зато у 50 – 60% ребят выявляется нарушение осанки, а у 30% – плоскостопие. Свыше 15% дошколят старшего возраста медики причисляют к 3-й группе здоровья. К семи годам некоторые дети имеют проблемы с органами чувств, дыхания и желудочно-кишечного тракта, нервной системой. Нередки инфекционные и паразитарные заболевания. Снижения этих показателей пока не наблюдается, а в числе причин специалисты называют состояние экологии, неправильное питание, недостаток двигательной активности, перегрузки информационного и нейропсихического характера.
Чтобы добиться позитивных изменений в этой ситуации, программой модернизации российского образования предусмотрены мероприятия, направленные на сохранение и улучшение здоровья детей, педагогических работников и родителей, то есть, всех, кто является участником педагогического процесса в дошкольных учреждениях.
Здоровьесберегающие технологии – это комплекс мер, применяемых в детском дошкольном учреждении, чтобы сохранить и стимулировать здоровье детей на различных этапах их развития и обучения. В связи с тем, что проблемы со здоровьем дошкольников столь остры, в детсадах на педсоветах, в планах работы воспитателей, в общении с родителями это понятие звучит постоянно. Использование этих технологий нацелено на формирование у детей, помимо общеобразовательных знаний, навыков поддержания здорового образа жизни, умения самостоятельно справляться с задачами по обеспечению своей безопасности, по оказанию элементарной помощи другому человеку.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ включают в себя методы работы, психолого-педагогические приемы и подходы к разрешению возникающих проблем, а также стремление педагогов к самосовершенствованию. Существует и понятие «здоровьесберегающая среда» – таковая должна быть создана в детском саду, чтобы его воспитанники могли сохранить и укрепить свое физическое и психическое здоровье.
До начала педагогической деятельности следует получить следующую информацию: каково состояние здоровья и физического развития детей, какие у них индивидуальные биологические и социальные особенности, насколько высок уровень работоспособности, наличие вредных привычек. Полученные данные надо истолковать и обобщить, то есть провести, своего рода, диагностику, которая поможет найти подход к каждому ребенку. Педагоги должны также знать условия жизни в семьях тех ребят, которые посещают их группу.
Обладая этими знаниями, подходя к организации оздоровительной деятельности комплексно и постоянно повышая свои профессиональные навыки, педагогический состав детского сада может добиться ее хорошей эффективности.
На всех этапах работы с детьми интонации голоса педагогов должны быть неизменно приветливыми, доброжелательными и терпеливыми.
Программы сбережения здоровья предусматривают организацию рационального питания и оптимальной двигательной активности, соблюдение распорядка дня, приобретение полезных навыков, предупреждение образования нежелательных привычек, повышение стойкости в психоэмоциональном плане.
Современная действительность такова, что здоровьесберегающие технологии в детском саду реализовываются непрерывно, систематически и последовательно, при этом нагрузки и отдых чередуются, а оздоровительное воздействие процесса постепенно увеличивается. Дети должны участвовать в нем сознательно и активно, в соответствии с возможностями своей возрастной группы.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ включают в себя такие технологии, как оганизационно-педагогические, психолого-педагогические и учебно-воспитательные. Их применение позволяет не допустить у ребят переутомление, гиподинамию, иное дезадаптационное состояние в ходе воспитательного процесса, дает детям представление о культуре здоровья и умение заботиться о нем.
Цели сбережения здоровья достигаются следующими средствами:
- двигательная активность (дети должны бегать и прыгать), проведение спортивных праздников, подвижных игр и физкультминуток, гимнастики и лечебной физкультуры;
- использование природных оздоровительных сил (ходьба босиком, принятие солнечных и воздушных ванн, водных процедур, ингаляций, фитотерапии);
- гигиеническая культура (соблюдение норм гигиены и санитарии, как в личном плане, так и в общественном, проведение проветривания и влажной уборки помещений, выполнение распорядка дня).
Помимо прочего, здоровьесбережение в ДОУ может также включать в себя применение познавательных игр, фронтального, группового, игрового и соревновательного методов, метода индивидуального занятия.
Очень важно грамотно встроить здоровьесберегающие технологии в ДОУ в систему проводимых в нем мероприятий, тогда применение этих технологий будет эффективно и позитивно воздействовать на всех, кто участвует в педагогическом процессе.
Имеются технологии, помогающие сохранить и стимулировать здоровье. Речь идет о стретчинге, ритмопластике, динамических паузах, подвижных и спортивных играх, релаксации, различных гимнастиках (для глаз, пальчиковой, дыхательной, бодрящей, корригирующей, ортопедической).
В рамках технологий, призванных заложить в сознание детей основы валеологии (науки о здоровом образе жизни), проводятся физкультурные занятия, игротреннинги, игротерапия, занятия по вопросам здоровья, обучение самомассажу и точечному самомассажу.
Нельзя не упомянуть о коррекционных технологиях. Они представлены коррекцией поведения, психогимнастикой, фонетической и логопедической ритмикой, арт- и сказкотерапией, музыкальным и цветовым воздействиями.
Каждая технология, направленная на оздоровление, позволяет детям развиваться полноценно и гармонично.
Родители для детей главнее воспитателя. От родителей и от правильной организации ими режима дня ребенка, от степени внимания, уделяемого родителями его здоровью, будет зависеть физический и психологический комфорт ребенка. Если, приходя из детского сада, ребенок хочет поделиться новыми знаниями о здоровом образе жизни, а в домашней обстановке на них не обращают внимания, то эти знания воспринимаются им, как ненужные, и будут закрепляться плохо.
Помимо ежедневного общения воспитателей с родителями, в группах организуется оформление и периодическое обновление информационных стендов, посредством которых родители смогут познакомиться, например, со способами безмедикаментозного оздоровления ребенка, с комплексами упражнений, направленных на профилактику нарушений в опорно-двигательном аппарате и в органах зрения, позволяющих развивать общую и мелкую моторики.
Полезно привлекать родителей в качестве участников физкультурно-массовых мероприятий в детском саду – это способствует росту взаимопонимания между взрослыми и детьми.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ помогают формировать личность дошкольника, оздоравливая его и мотивируя на самостоятельность, коммуникабельность, активность, умение адаптироваться в новых условиях и применять на практике полученные навыки.
Автор статьи: Ирина Валерьевна
Добавить комментарий