В последнее время вопрос о состоянии здоровья наших детей, к сожалению, встает особенно остро, как перед родителями, так и перед педагогами. Если обратиться на несколько десятилетий назад, то можно увидеть, что дети рождались более здоровыми, крепкими. Не было такого бесчисленного множества врожденных заболеваний, различных патологий, страшных диагнозов.
Конечно, во все времена рождались дети слабые, болезненные, уязвимые. Но все познается в сравнении. Даже если рассматривать такой фактор, как уровень иммунитета, как у детей, так и у взрослых, то и без статистики очевидно, насколько сильно ухудшилась ситуация за последние несколько десятков лет. Нашим детям в современном мире приходится расти и развиваться на фоне угрожающей экологической ситуации, постоянного стресса. Это не может не отражаться как на физическом, так и на психологическом здоровье ребенка.
Без сомнения, на воспитателей и педагогов дошкольных учреждений лежит очень важная задача – не только научить и воспитать доверенного им ребенка, но и не навредить его здоровью. Как показала практика, синдром хронической усталости у дошкольников может привести к снижению уровня успеваемости и, впоследствии, к сложностям в адаптации к более взрослой, школьной жизни.
Специалисты выделили несколько основных факторов, способствующих развитию хронической усталости у дошколят:
- Перегрузка учебных программ, ориентированных и спланированных по школьному образцу.
- Несовершенство программ и технологий учебного процесса.
- Отсутствие индивидуального подхода преподавателя к маленькому человечку, занятия с ориентацией на всю группу, а не на конкретного малыша. Ребенок дошкольного возраста не сформировался в моральном и социальном плане, но в погоне за обучающей составляющей, в дошкольном учреждении, к сожалению, все меньше внимания уделяют воспитательной части.
- Акцент на обучающей составляющей, упускается из вида физическая, активная фаза процесса. А ведь малышу, из которого фонтаном бьет энергия, порой важнее побегать и попрыгать, чем сидеть за партой и слушать правила (гораздо более скучные, чем бросание камешков в лужу, например).
Среди задач общеобразовательных дошкольных учреждений на первый план выходит использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Рассмотрим подробнее основные цели, которые ставят перед собой современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС.
Что дает здоровьесбережение в ДОУ?
В последнее время появилась потребность внедрять здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Под этим сложным названием скрывается система, которая позволит в период обучения ребенка в дошкольном учреждении не только получить нужные знания, но и сохранит и даже укрепит его здоровье. А, кроме того, она подразумевает и индивидуальный подход к каждому непоседе.
Вопрос, который всегда стоял перед педагогами таков – «Чему научить и зачем?». Сегодня здоровьесберегающие технологии в детском саду добавляют им еще один – «Как учить?». Главная цель здоровьесбережения в ДОУ – правильное, последовательное и гармоничное обучение детей, без ущерба для их здоровья.
Как только ребенок начинает ерзать на месте, часто менять свое положение, зевать, укладывать голову на стол или руки, отвлекаться и отвлекать товарищей, это верный знак того, что он уже устал. Бесполезно ругать его или пытаться заставить собраться. Все равно он уже не будет воспринимать новую информацию, а на вопросы вряд ли ответит правильно. Опытный и внимательный педагог сразу это поймет и отреагирует.
Если же дошколенка увлечь, сделать его самого активным первооткрывателем новых для него знаний, то усталость еще долго не даст о себе знать. Маленькому испытателю нужно предоставить возможность самостоятельно и активно участвовать в его обучении. Тогда и энергия, и интерес к учебе не иссякнут, и, как результат, такой увлеченный интересным процессом ребенок получит гораздо больше знаний, чем при пассивной и нудной их подаче.
Конечно, программа, по которой работают в том или ином дошкольном учреждении, уровень подготовки педагогов, условия в дошкольном учреждении, обуславливают и здоровьесберегающие педагогические технологии. Об этом говорят не только педагоги, но и медики, и психологи.
Цели здоровьесберегающих технологий в детском саду
- Обеспечение и поддержание здоровья воспитанников на высоком уровне.
- Формирование осознанного отношения ребенка к своему здоровью.
- Формирование умения поддерживать свое здоровье.
- Поддержание связи с родителями в работе валеологической направленности.
- Просвещение взрослых в плане культуры здоровья.
Эффективность образовательной и воспитательной работы педагогов во многом зависит от результата грамотного применения и системного подхода в таком направлении, как здоровьесбережение в детском саду. Бесспорно, что ребенок, в первую очередь, должен быть здоров, как физически, так и психологически. Недоработки и упущения в вопросе охраны здоровья детей сказываются и на воспитательном, и на образовательном процессе. Технологии здоровьесбережения имеют множество направлений, которые помогают комплексно подойти к задаче охраны здоровья ребенка.
Направления работы
В дошкольный период у детей закладывается понятие здорового образа жизни и формируется их представление о нем. И если воспитатели и учителя гармонично и сбалансировано организовали работу с ребятней, то это станет крепким фундаментом в сознании детей на всю жизнь, и впоследствии сослужит их здоровью хорошую службу.
- Важнейшее значение имеет медицинское направление в использовании здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Оно включает в себя систему профилактики различных заболеваний, медицинские осмотры с привлечением специалистов из поликлиники, коррекционную работу в специализированных группах, контроль течения хронических заболеваний у детей с третьей группой здоровья, витаминопрофилактику, противоэпидемическое направление.
- Нельзя переоценить значение закаливающих мероприятий в детском саду, таких как воздушные процедуры, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, профилактика плоскостопия, тонизирующая гимнастика, формирование осанки, хождение босиком, точечный массаж, профилактика заболеваний дыхательных путей.
- В последнее время многие талантливые педагоги и руководители ДОУ все чаще обращаются к инновационным технологиям. Это и тактильные дорожки, и массажеры, и ритмопластика, и логоритмика.
- Контроль над соблюдением норм здорового питания. Сбалансированный рацион ребенка является одним из обязательных условий развития и роста детского организма. Наличие в меню фруктов, овощей, отварного мяса, злаков, молочных продуктов – это норма, которой обязаны соответствовать все ДОУ.
- Соответствие требованиям СанПина к подходу и организации воспитательного процесса. Контроль за соблюдением санитарных и гигиенических норм осуществляется на постоянной основе и является одним из направлений здоровьесбережения дошкольников.
- Не стоит забывать о физическом и психическом состоянии педагогов, так как все проблемы педагога отражаются на эмоциональном уровне. Организуются различные семинары-тренинги о психологическом состоянии педагогов, консультативные занятия для педагогов, направленные на своевременное выявление признаков утомляемости у детей, семинары по безопасности в повседневной жизни детей. Также в рамках педсоветов по здоровьесбережению в ДОУ проводится обсуждение вопросов охраны здоровья дошкольников в коррекционных группах.
- Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей по вопросам здоровьесбережения ребенка предусматривает стенды информационного характера в каждой группе, освещающие ряд актуальных вопросов для родителей по сохранению зрения ребенка, профилактике заболеваний дыхательных путей, развитию общей и мелкой моторики. С родителями проводятся беседы, консультации на тему охраны здоровья ребенка. Педагоги стараются привлекать родителей к участию в физкультурных мероприятиях, праздниках.
Здоровьесбережение в процессе учебных занятий
Очевидно, что здоровьесбережение в ДОУ - это та палочка-выручалочка, которая помогает и малышам, и их воспитателям организовать такое обучение, которое было бы в радость. В основном, для сохранения здоровья детей опытные педагоги прибегают к несложным и веселым методам.
Лучший метод - смена деятельности:
- По мере того, как дошколята начинают уставать, учитель предлагает им увлекательные паузы на 2-5 минут - физминутки для дошкольников. В зависимости от того, чем занимались дети, педагог предлагает им размяться или сделать гимнастику для глаз. Можно попрыгать, поприседать, потопать, похлопать. Очень хорошо уделить минутку дыхательным упражнениям – кровь обогатится кислородом, а воспринимать информацию после такой гимнастики дети будут куда охотнее и эффективнее. А главное, после такой разминки усталость как рукой снимет.
- Прекрасным элементом занятия могут стать подвижные игры. Конечно, нужно контролировать, чтоб такая игра не превратилась в неудержимый шквал эмоций. Это должна быть игра малой и средней активности. И, конечно, она должна соответствовать возрасту ребенка, его развитию, быть уместной в определенной обстановке (в помещении или на свежем воздухе). Должно быть учтено и время ее проведения (перед сном игра должна быть умиротворяющей, успокаивающей, и наоборот, после дневного сна она может быть направлена на то, чтоб стимулировать активность малышей).
- Конечно, детям, как и взрослым, нужно уметь расслабляться. Преподаватель может научить их это делать, ставить им классическую музыку, аудиозапись звуков природы.
- Самых маленьких могут отвлечь и развлечь пальчиковые игры. Они удобны для преподавателя тем, что их любят все дети, для их проведения не нужно особое помещение или длительная подготовка.
- Не нужно тщательно подбирать время и место и для проведения такой нужной гимнастики, как гимнастика для глаз. 3-5 минут для ее проведения будет вполне достаточно.
- То же можно сказать и о дыхательной гимнастике. Несколько минут контроля правильного дыхания непосед, и они снова бодры, полны сил и готовы, например, к спортивным рекордам.
- Лучше всего обучать детей в гармоничном объединении занятий и игры. Здоровьесберегающее обучение, это, помимо всего вышесказанного, еще и креативность педагога. В последнее время специалисты советуют, занимаясь с малышами, играть в оздоровительные игры.
- Успокоить и расслабить ребенка можно во время рисования пальчиковыми красками. Тут и мелкая моторика работает, и психически маленький человечек раскрепощается, и фантазию с воображением можно выпустить на волю.
- Позитивно влияет на состояние детей и работа с пластилином и глиной для лепки.
- Помочь обрести ребенку психологический комфорт, успокоить, потренировать память и внимание можно во время разнообразных игр с песком.
- Хороший эффект дает дыхательная и артикуляционная гимнастика. Это и развитие дыхательного аппарата, управление дыханием, обогащение организма кислородом. А, кроме того, это дополнительная тренировка речи, произношения.
Для того чтобы работа в таком направлении, как здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС, принесла реальную пользу для наших детей, необходимо создавать для них оптимальные условия в детском саду, включать в повседневную жизнь ребенка систему технологий здоровьесбережения, учитывая его индивидуальные особенности. Пусть это будет в игровой форме, чтобы у ребенка с детства формировались полезные привычки и позитивное отношение к охране своего здоровья.
Здоровьесберегающие технологии в детском саду - видео
Комментарии
Добавить комментарий