Среди сверстников одаренные дети выделяются яркими достижениями. Задачей взрослых при работе с такими детьми является создание возможностей для проявления и развития таланта ребенка.
Проявление неординарных способностей может быть замечено уже в дошкольном возрасте. Однако есть дети, одаренность которых предстоит раскрыть. Определить одаренность ребенка можно, наблюдая за его деятельностью, отношением к результатам своего творчества.
Одаренные дети в процессе выполнения деятельности:
Мотивационная сфера одаренных детей:
Выявление одаренных детей – достаточно сложный процесс, который должен учитывать множество аспектов деятельности, мотивационной сферы, эмоционального состояния ребенка. Выявление одаренности в раннем возрасте позволит вовремя создать для него такие условия, которые позволят развить способности ребенка более глубоко.
Принципы выявления одаренных детей:
Часто случается, что неординарные способности с возрастом утрачиваются.
Проблемы одаренных детей заключаются в том, что они часто остаются непонятыми сверстниками и взрослыми, которые могут принять их увлеченность своим внутренним миром за замкнутость, упрямство. Бывает, что таким детям сложно общаться со сверстниками за счет того, что им становится это просто неинтересно, в результате возникает межличностный конфликт, малыш отдаляется от сверстников, становится замкнутым. Чтобы избежать подобных ситуаций, работа с одаренными детьми обязательно должна включать тренинги межличностного взаимодействия.
Особенности одаренных детей (хорошая память, индивидуальный стиль мышления и т.д.) определяют выбор методов работы педагогов, воспитателей. Разрабатываются специальные программы, направленные на развитие одаренности.
Основу системы работы с одаренными детьми составляют:
В этом возрасте часто происходит раскрытие признаков одаренности ребенка. Становится понятно, что ребенок обладает явными или скрытыми способностями.
В детском саду можно определить такие направленности одаренности как творческая (музыкальная, художественная), физическая (развитие пластики) и интеллектуальная.
Для организации работы с одаренными детьми в детском саду, прежде всего, должны быть созданы соответствующие условия:
Программа работы с одаренными детьми может быть наполнена разнообразными видами и формами деятельности, но обычно включает несколько последовательных этапов развития.
Не следует забывать о том, что темпы развития ребенка индивидуальны, особенно обладающего неординарными способностями. При создании соответствующих условий на каждом этапе к шести годам у некоторых детей ярко проявляются признаки одаренности, особенно в творчестве.
Уже в самом начале обучения педагог выделяет среди детей тех, которые отличаются обширными знаниями, быстротой усвоения материала, нестандартностью решений поставленных задач, лидерскими качествами, проявлением творческих способностей. В это время важно правильно оценить возможности таких детей, разработать индивидуальный план работы с одаренными детьми.
Методика работы с одаренными детьми предусматривает организацию различных форм и методов обучения.
Используются методы организации занятий, максимально отвечающие принципам обучения одаренных детей, к которым относятся:
Эти методы позволяют раскрыть способности детей, стимулируют самостоятельную поисковую и творческую деятельность. Желательно, организовывать занятия в парах или малых группах. Это позволит развивать социализацию одаренных детей.
Для того, чтобы добиться хороших результатов, необходим регулярный анализ работы с одаренными детьми, на основе которого будут корректироваться программы и методы работы.
Для предоставления больших возможностей ребенку раскрыть свои способности в начальной школе не стоит ограничиваться только занятиями на уроках. Внеклассная деятельность позволяет ребенку более глубоко изучить то направление, в котором проявляются его способности.
Долгое время одаренные дети России не получали должной поддержки со стороны государства. Все проблемы по их воспитанию и образованию, в основном ложились на плечи семьи. В современной образовательной системе предусмотрены специальные программы и методики, даже обычные программы позволяют педагогам проявить творчество в их реализации и организовать индивидуальный подход.
Понимание того, что одаренность не является врожденной характеристикой личности, а может получить развитие вследствие создания условий, развивающих способности ребенка, приводит к тому, что стали появляться и специальные школы для одаренных детей, в которых создаются благоприятные условия для их развития.
Автор статьи: Беспалова Лариса Васильевна
Добавить комментарий