Фридрих Энгельс
Увидеть в очередной раз, как из чьих-то рук на землю летят бумажки, пластиковые стаканчики и прочий мусор – не редкость. Обидно сознавать, что многие взрослые даже не считают это зазорным. Захоронения ядерных отходов, огромные свалки, простирающиеся на десятки гектар, водоемы, по которым скоро можно будет ходить из-за огромного количества мусора – все это начинается в детстве, когда на глазах у детей без тени сомнения родители кидают с балкона окурки, не убирают лесные опушки после пикников.
Как объяснить ребенку, что любое его действие касательно чистоты в природе имеет последствия? Как показать, к чему приводят фантик от конфеты, брошенный на асфальт, пластиковая бутылка, заброшенная подальше в реку?
Первым этапом в становлении экологической сознательности является экологическое воспитание дошкольников.
Дети – существа нежные, но могут быть и очень жестокими. Это происходит не из-за желания быть таким, но от непонимания последствий. Чаще всего ребенок, ломающий цветы на клумбе, оставляющий мусор, просто не знает, к чему это приводит; для него подобные действия – просто развлечение, не отличающееся от прочих.
Экологическое воспитание младших дошкольников направлено на развитие у детей понимания ценности каждого живого существа, его индивидуальности. В целом занятия по экологии в ДОУ проводятся в двух направлениях: эстетическое и рационалистическое воспитание.
Весьма сложная задача, учитывая селективность внимания маленьких детей. Сложно сконцентрировать ребенка, показать ему красоту растений, животных, научить его спокойно радоваться этой красоте, ценить ее. Часто у детей складывается ложное утилитарное представление, сформулированное окружающими взрослыми – что нельзя использовать для своей выгоды или опасно, то некрасиво. Например, ребенок любит свое домашнее животное, заботится о нем, но запросто бросит камень в уличного котенка, потому что у того блохи.
Маленькому человеку сложно понять всю сложность устройства мира, глубину неразрывных связей между каждым живым существом и окружающей его средой. Дети очень активно используют физические чувства: визуальные, тактильные ощущения помогают им понять, что окружает их, создать полную картину обстановки. Поэтому методы экологического воспитания дошкольников включают в себя большое количество практических занятий.
Родители склонны зачастую перекладывать ответственность за свое чадо на образовательные учреждения. Обычно это происходит, когда демонстрация правильного поведения на личном примере идет вразрез с устоявшимся образом жизни. Отсюда и дети, переходящие дорогу в неположенном месте, мусорящие и произносящие нецензурную брань.
Когнитивный диссонанс, возникающий у маленького члена социума, когда от воспитателей он слышит одно, а дома и на улице видит совсем другое, усложняет его понимание мира, который и без того многообразен и зачастую опасен. Отсюда вытекает необходимость непрерывного экологического воспитания, когда родители сотрудничают с преподавателями или, по крайней мере, не перечеркивают их труд своим дурным примером.
Детство – период, когда закладывается модель будущей личности. Народная мудрость гласит, что воспитывать ребенка следует, «пока поперек лавки лежит», то есть лет до 7–8. Необходимо с первых дней показывать ребенку место человека как биологического вида в природе, исключив советский подход позиционирования человечества как «царя всего живого». Неуместное чувство превосходства по отношению к другим видам – катализатор провоцируемых человеком экологических катастроф. Главной потребностью должно быть заложено желание сохранить среду обитания в неизменном виде.
Экология – наука взаимодействий. Однако не обязательно пытаться вложить ребенку в голову все нюансы и цепочки связанных компонентов биогеоценоза, достаточно формирования начальных принципов грамотного экологического поведения и понимания непрерывности процессов окружающей среды.
В период с 6-7 лет ребенок эмоционально «активируется», начинает проявлять осознанный интерес к элементам своего окружения, этакий «научный» подход. Экология для детей дошкольного возраста должна преподаваться так, чтобы ребенок запечатлел ее в памяти, имел желание затем пользоваться полученными знаниями на благо биосферы.
Что же сейчас представляет собой этот процесс? В прямой или косвенной форме подобные уроки проводятся в большинстве детских образовательных учреждений. Однако не все учреждения чувствуют необходимость привлекать к этой деятельности специалистов-экологов, лишь около 1,5% пользуется такими услугами.
Порядка 25% воспитателей были направлены на курсы валеологии – науке о здоровом образе жизни, основах гигиены и экологического воспитания. Базовое образование экологической направленности есть примерно у 4% воспитателей, а 77% – не имеют подобных знаний и навыков. Несмотря на это, экологическое воспитание считают необходимым почти 86% педагогов.
Обучение основам экологии проводится в форме диалога, экологических игр для дошкольников, организации наблюдений на природе, экскурсий, выставок, бесед с родителями. К помощи педагогов, не имеющих специального образования, в 90-е годы создавалось большое количество специализированных программ, одна из самых популярных сегодня – «Наш дом – природа» Натальи Рыжовой – используется 38,3% воспитателей.
Экологическое воспитание в детском саду подразумевает создание условий для всестороннего изучения природной среды обитания. Как уже говорилось выше, дети легче усваивают информацию, полученную тактильным или визуальным образом, поэтому на территории образовательного учреждения создаются маленькие островки растительности, не отличающиеся большим разнообразием культур, но позволяющие детям поближе познакомиться с растениями. Дети вовлечены в процесс ухода за комнатными растениями, за обитателями «живого уголка».
Иногда в ДОУ устраивается «огород на окне», чтобы дети могли увидеть весь процесс развития растения и понять, как растения помогают человеку, как использовать их эффективно и рационально.
Таким образом достигается цель «личного» знакомства детей с природой. Для определения экологических ценностей в сознании ребенка стоит поощрять его за хорошие поступки: расцветший бутон, выздоровевшего попугайчика, аккуратность и уважение к природе.
Планета находится в критическом состоянии из-за многих веков ее нерационального использования, недальновидности и жадности человечества. Во многом это необратимый процесс, но все еще возможно уменьшить силу воздействия промышленности и отходов общества на все сферы жизнедеятельности планеты, помочь в восстановлении ее природных растительных покровов и тем самым улучшить Дом, в котором живет все человечество.
С осознанием этого приходит необходимость научить подрастающее поколение бережному отношению к природе, заронить в него желание восстановить и сохранить в здоровом балансе все ее компоненты. Это задача для всех – родителей, воспитателей и просто взрослых и сознательных людей.
Автор статьи: Борисенко Ольга Андреевна
Добавить комментарий