Понятия «гендер», «гендерное воспитание», «гендерное неравенство» появились в нашем лексиконе сравнительно недавно. Существует биологический пол, который заложен в человеке от момента зачатия. А есть, так сказать, социальный пол. Как коротко можно определить гендер? Это комплекс общественных ролей, которые выполняют мужчины и женщины, их поведенческий статус.
На сегодняшний день проблема под названием «гендерное воспитание дошкольников» достигла пика актуальности. В чем заключается эта актуальность?
Гендерное воспитание дошкольников начинается в семье. Поэтому родители должны подходить к процессу воспитания мальчиков и девочек по-разному.
Что касается отношения к девочкам в семье, то родителям необходимо помнить свою основную задачу: окружить дочку максимальным вниманием, заботой, относиться к ней с уважением. При этом условии она вырастет открытой и уверенной в себе и в родителях, и ее таланты и способности будут гармонично развиваться. В противном случае девочки ощущают себя нежеланными, нелюбимыми, бездарными.
Маме надо изыскивать постоянное время для «женских секретов», чтобы девочка привыкла к мысли, что ей всегда есть с кем поделиться сокровенным. А еще, конечно, надо привлекать к своим женским хозяйственным заботам, к готовке, какому-то рукоделию.
Гендерное развитие мальчика в семье предполагает сдерживание эмоций в общении отца с ним. Иначе в ребенке может быть подавлено его мужское начало. Одинаково вредны и разговор на повышенных тонах или даже окрики, и сюсюканье.
В отношении мальчика надо постоянно помнить самим и подчеркивать в беседах с ним, что он не только сын, но и защитник – в роли будущего мужа, отца. Должна приветствоваться инициатива сына в желании делать какую-то мужскую работу, играть с «мужскими» игрушками, носить «мужскую» прическу. Ведь есть примеры, когда молодая мама, ожидавшая рождения девочки, начинает соответственно относиться к родившемуся сыну – отращивать локоны, одевать в одежки с рюшечками. Хорошо, если вовремя остановится, а то ведь может и сломать судьбу мальчику, привыкшему видеть себя девочкой.
То есть уже в семье должен быть начат процесс, направленный на формирование осознания ребенком модели правильного социального поведения.
Важность процесса, именуемого гендерное воспитание дошкольников, заключается именно в том, что в данном возрасте состоится определение ребятишками и принятие на себя гендерной роли. У детей до трех лет происходит осознание своего пола и идентификация себя как мальчика или девочки.
Позже, в старшем дошкольном возрасте, они окончательно понимают, что мальчики, вырастая, становятся мужчинами, а девочки – женщинами.
Гендерное воспитание в детском саду происходит буквально в любом процессе – образовательном, игровом, музыкальном и т.д. В организации этих процессов для воспитателя главное – учитывать психологические и физические особенности развития мальчиков и девочек. Так,
Все социологи и педагоги, исследуя проблему гендерного воспитания детей-дошкольников, сходятся во мнении, что мальчиков и девочек нельзя воспитывать по одной схеме. Они должны соответствовать своему биологическому полу не только по физическим параметрам, но и по роли в социуме.
Однако существуют несомненные ценности, поведенческие нормы и определенные запреты, которые следует усвоить всем – независимо от пола. Это терпимость, уважение чужого мнения, себя и окружающих. Это способность делать выбор, а также нести за него ответственность, быть милосердным к более слабым.
Автор статьи: Сульдина Мирослава Владимировна
Добавить комментарий