Родителям стоит обратить особое внимание на игрушки, предлагаемые ребёнку. Они не должны быть слишком ярких, раздражающих цветов, не должны издавать слишком громких шумов: греметь, звенеть, трещать. Прежде чем вести 2-3 летнего малыша в школы раннего развития, обучать его иностранным языкам и сажать за компьютер, проконсультируйтесь со специалистами: готов ли к этому ваш ребёнок? Нервная система далеко не каждого малыша способна выдержать такую нагрузку!
Чаще всего заикание проявляется впервые в трёхлетнем возрасте. Этот возрастной период характеризуется бурным процессом формирования речи. Ребёнок узнаёт много новых слов, делает свои первые попытки по построению развёрнутых фраз. Родители, всячески поощряя его в этом, часто демонстрируют сверхразвитое чадо знакомым. Это часто приводит к перегрузкам детской неокрепшей нервной системы. Дети этого возраста, как правило, очень чувствительны и ранимы, чутко реагируют на изменения в мамином настроении. У них могут присутствовать разные страхи: боязнь оставаться одному в комнате или засыпать в темноте. Иногда нервная система может дать сбой после следующих событий: ребёнок перенёс тяжёлую болезнь, испугала собака, семейные конфликты. Случающиеся на этом фоне травмирующие события могут привести к возникновению логоневроза – так специалисты называют заикание.
Помимо нервной системы, он затрагивает и органы речи: органы артикуляции, дыхательный и вокальный аппараты. У здорового ребёнка все эти системы действуют слаженно, благодаря чему речь получается плавной, без повторов, запинок и пауз. Нарушение речевого ритма происходит под воздействием непроизвольного спазма гладкой мускулатуры во всех трех отделах периферического речевого аппарата (вокальный аппарат, артикуляционный аппарат, дыхательные пути). Это и приводит к тому, что ребёнок вынужден повторять звук несколько раз, прежде чем выговорить. Конечно, у детей, которые только ещё начинают осваивать разговорный язык, речь не сразу получается плавной. Да и взрослые не всегда способны говорить чисто, не вставляя перед словами бесконечные «э» и «ну». Но необходимо различать: плохую речь, вызванную бедным словарным запасом и общим неумением выражать мысли, и речь с запинками, возникающими по медицинским причинам.
Любой из перечисленных ниже признаков должен стать сигналом для родителей: с речью ребёнка что-то не в порядке.
Чем раньше вы обнаружите отклонения в речи ребёнка, тем успешнее будет лечение. В этом деле самое главное – успеть скорректировать ситуацию, пока «необычная» речь ещё не зафиксировалась у малыша, и он не превратился в мишень для насмешек друзей-приятелей. Если успеете обратиться к специалисту в этот период, то заметно облегчите состояние ребёнка и предотвратите дальнейшее нарастание симптомов заикания.
Заикание является серьёзным дефектом речи, непросто поддающимся лечению. Успех лечения определяют множество факторов, основные из них это:
- тяжесть формы логоневроза,
- готовность родителей оказать помощь ребёнку в том, чтобы справиться с этой проблемой,
- правильность выбранного лечения.
Лечение, как правило, необходимо комплексное: логопедическое, психологическое и медикаментозное. Не пугайтесь того, что ребёнку прописали лекарства, и уж тем более не отказывайтесь от них. Они помогут стабилизировать эмоциональное состояние и создадут благоприятный фон для логопедической и психологической работы. В основе заикания лежат неврологические нарушения, которые возникли вследствие перинатального поражения головного мозга или других причин.
Заикание может носить волнообразный характер. Иногда бывает, что ребёнок начинает говорить гладко, но при малейшей стрессовой ситуации запинки в речи возникают вновь. Поэтому очень важно, чтобы родители проконсультировались не только у логопеда, но и у невролога, и детского психиатра – сегодня услуги этих специалистов предоставляют практически любые медицинские центры.
В первую очередь родители должны создать ребёнку спокойную обстановку. Стоит на время оградить малыша от телевизора и компьютера, исключить шумные игры, поездки. Для детей постарше рекомендуется ограничить речевое общение, то есть говорить поменьше, после чего ребёнка можно включить в систему комплексной коррекции заикания. Для малыша двух-трёх лет осуществить такой режим практически невозможно. В этом случае попробуйте использовать шепотную речь. Общайтесь с ребёнком очень спокойно, отчётливо и размеренно. Не говорите заикающемуся ребёнку: «Подожди… начни с начала… вздохни…». Это только усилит его волнение перед речью. Медленно произнесите то слово, которое он пытается сказать, и попросите его повторить за вами. Только не нужно заставлять: не хочет повторить – не надо, не плодите неврозы. Для таких детей очень важен режим дня и полноценный сон. Зато противопоказано солнце. На прогулке избегайте прямых солнечных лучей, старайтесь гулять в тени.
Кроме того, от запинок в речи помогают избавиться специальные логопедические упражнения. Например, логопедическая ритмика, когда ребёнок выполняет различные упражнения и подвижные игры под музыку и в сочетании с речью. Развивайте мелкую моторику: пусть ребёнок играет с песком, перебирает крупу, лепит из пластилина. Очень полезно обучить малыша говорить, отстукивая поочерёдно каждым пальцем руки каждый произносимый слог. Это поможет скоординировать произношение слов с дыханием. Также это упражнение оказывает и психологический эффект: отстукивая ритм, ребёнок не так фиксируется на своей речи, что помогает преодолеть волнение.
Добавить комментарий