Детей, которые при нормальном слухе и сохранном интеллекте имеют отклонения в развитии речи, относят к категории детей с нарушениями речи.
Логопедические пункты существуют и при средних общеобразовательных школах и школьникам также оказывают помощь специалисты. К логопеду направляют детей, имеющих недостатки произношения, нарушения письма, обусловленные речевым недоразвитием, детей с заиканием. Коррекционную работу проводят параллельно со школьными занятиями и такая работа, как правило, способствует преодолению школьной неуспеваемости. Логопедические занятия в детском саду и школе тем успешнее, чем активнее в семье закрепляют полученные навыки правильной речи.
Если у ребенка тяжелое нарушение речи, то его обучение в массовых детских учреждениях невозможно. Для таких детей существуют специальные детские сады и школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Основной из признаков тяжелого нарушения речи у детей - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. У таких детей очень скудный речевой запас, а некоторые из них совсем не говорят. Несмотря на ограниченность общения с окружающими (такие дети лишены возможности свободно общаться в словесной форме) большинство из них понимают речь, обращенную к ним. Речевые нарушения осложняют и положение детей в коллективе: частично или полностью они лишены возможности принимать участие в общественной деятельности и играх со сверстниками. В таких условиях развивающее влияние общения оказывается минимальным. Поэтому из-за недостаточных возможностей умственного развития, такие дети подвержены вторичному отставанию психики, что иногда может послужить ошибочным поводом считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это ложное впечатление усугубляет отставание в понимании арифметических задач и овладении грамотой.
Бессильные попытки общения ребенка, осознание своей неполноценности, часто приводят к изменениям в характере: негативизму, замкнутости, апатии, неустойчивости внимания, бурным эмоциональным срывам. Условия, в которых находится ребенок, определяют степень выраженности таких реакций. Окружающие не должны фиксировать внимание на его дефекте, подчеркивать нетактичными замечаниями неправильность его речи. Правильный педагогический подход помогает детям овладеть устной и письменной речью, усвоить необходимый объем школьных знаний. Как правило, вместе с развитием речи исчезают и вторичные изменения психики.
Среди тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются афазия, алалия, ринология и различного типа дизартрии.
Некоторые формы заикания также могут быть отнесены к тяжелым нарушениям речи, в случае если этот дефект исключает возможность обучать ребенка в массовой школе. Обычно это заикание, сочетающееся с общим недоразвитием речи.
Детей с тяжелыми нарушениями речи обучают и воспитывают по специальной системе в специальных детских садах или школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, но вполне возможно их воспитание и обучение в семье. Прежде всего, необходим тесный контакт с ребенком, бережное и внимательное отношение к нему.
Добавить комментарий