Основной или ведущей деятельностью ребенка младшего школьного возраста является игра. В игре малыши применяют на практике усвоенные от родителей принципы социального взаимодействия, учатся контактировать друг с другом, приобретают и развивают социальные навыки. В сущности, игра – отражение жизни маленького ребенка. Так же, как взрослый человек самоактуализируется в работе, удовлетворяя свои потребности в личностном росте и интеллектуальном развитии, ребенок получает необходимые навыки и развивается, играя. Исходя из этого, игровую деятельность ребенка можно построить таким образом, чтобы внимание уделялось развитию, в том числе, умственной сферы.
Под умственным развитием принято понимать эмоциональное, логическое и речевое развитие.
Эмоциональное развитие ребенка начинается с рождения, достигая своей интенсивности в первые полтора года жизни. Именно эмоциональное развитие в последующем обуславливает возможность успешной коммуникации, построения социальных контактов и, в конечном итоге, становление здоровой и зрелой личности. В первую очередь, речь идет об умении понимать, принимать и выражать эмоции ребенком. Важно также научить малыша справляться со своими эмоциями и адекватно реагировать на проявление эмоций другими людьми. С этой задачей поможет справиться игра – наиболее доступная и интересная ребенку деятельность.
Описываются ситуации, привычные для каждого ребенка (Мама купила мороженное; Ударился коленкой; Смотришь любимый мультфильм; На улице дождливо, и вы не идете гулять и пр.) В ответ ребенок называет эмоции, которые он может испытывать при перечисленных ситуациях.
Ребенку зачитываются различные виды эмоций (грусть, радость, печаль, удивление и т.д.), он с помощью мимики и голоса изображает названную эмоцию.
Эта игра чуть проще, чем предыдущая. Просим ребенка изобразить: «как радуется кошка мышке, цветок солнышку; как хмурится тучка перед дождем, как весело прыгает зайчик, как грустит собака без хозяина, как злиться мама-тигрица, защищая детенышей и т.д. Кроме того, игра помогает развивать воображение и креативность.
Необходимым условием для развития логики ребенка является сформированность у него образного мышления, т.е. способности представить что-то в уме. Эту задачу прекрасно выполняют различные наборы для творчества, игра в кубики, угадывание фигуры по контуру, рисование и лепка из пластилина. В случае, если малыш уже хорошо воспринимает и формирует образы, можно приступить непосредственно к играм, развивающим у ребенка способность классифицировать предметы сначала по внешним, затем по внутренним признакам, т.е. такие игры как:
Попросить ребенка назвать общее у животных (корова-лошадь, кошка-собака, слон-мышь). А затем – назвать то, чем они отличаются. Если возникают трудности, следует предоставить ребенку наглядное изображение названных животных.
Ребенку называется группа предметов (напр.: животные, одежда, птицы, овощи и т.д.), ему следует назвать трех представителей каждой категории.
В мешочек бросаем мелкие игрушки, предварительно тщательно их изучив с ребенком. Затем попросить его запустить руку в мешочек, нащупать игрушку и назвать ее, описав по возможности как можно более детально.
Строго говоря, речь ребенка как необходимое средство коммуникации развивается параллельно с прочими умственными сферами. Однако, в случае явной несформированности речевого словаря или при наличии затруднений в коммуникации и презентации своих мыслей, следует особое внимание обратить на развитие речевых функций малыша. В этом нам помогут следующие игры:
Ведущий называет цвет и предлагает ребятам перечислить предметы, обладающие им. Чем старше ребенок, тем больше предметов ему следует назвать.
Ребенку предоставляется наглядный материал в виде картинки с различными ситуациями, которые малыш описывает. Чем старше ребенок, тем сложнее картинка.
Называются существительные, к которым ребенок подбирает формы с уменьшительно-ласкательными суффиксами (дом-домик; заяц-зайчик; морковь -морковка). При этом называние детенышей животных не считается (кошка-котенок, собака-щенок).
Важно также помнить о необходимости развития мелкой моторики. За счет взаимодействия речевого и моторного центров в головном мозге, игры, развивающую мелкую моторику ребенка, положительно влияют на развитие речевых функций. К таким занятиям относятся, например: застегивание и расстегивание пуговиц, плетение косичек из шнурков, лепка из пластилина, а также иные, направленные на координацию пальцев рук.
Добавить комментарий