«Первоклашка, первоклассник, у тебя сегодня праздник!» Эти слова из песенки про 1 сентября мы хорошо помним из детских лет. День и правда особенный: нарядные ребятишки и родители, разноцветные шары, цветы, улыбки, слезы радости. Или… не только радости полон первый школьный день?
Наверняка на любой первосентябрьской линейке можно увидеть растерянного малыша с глазами «на мокром месте», цепко держащегося за родительскую руку. Его пугают суета, шум, обилие незнакомых лиц и перспектива остаться со всем этим один на один. Даже извечное детское любопытство притаилось и не дает о себе знать. Больше всего сейчас новоиспеченному первоклашке хочется домой. Однако, даже оказавшись в родных стенах, он будет долго переживать. Возможно, это выльется в замкнутость и пассивность или, наоборот, в нервозность и вспыльчивость. Но в любом случае - в нежелание возвращаться туда, где ему так не понравилось. Как не омрачить начало занятий в школе?
А ведь негативной реакции совсем несложно избежать. Для этого родителям всего лишь не стоит руководствоваться принципом «ничего, как-нибудь привыкнет», а начинать процесс адаптации ребенка к школе заранее. И при самом деятельном его участии! Идеальный вариант - классы дошкольной подготовки. Это щадящий, ненавязчивый переход из одного статуса в другой: от детсадовца - к школьнику. Все стрессовые ситуации - знакомство с учителем, будущими одноклассниками, новыми условиями - будут отработаны как бы играючи.
Но, при необходимости, с этой задачей можно справиться и самим, в домашних условиях. Постарайтесь, чтобы будущий первоклассник заранее «вжился в роль ученика». Если понадобится - побудьте «учителем». Пусть все разговоры на эту тему будут только позитивными! Можно припомнить какие-нибудь забавные эпизоды из ваших детских лет, подобрать книги, фильмы, которые в легкой, интересной форме расскажут о привлекательности школьной жизни.
Помогите ребенку составить представление о его будущем окружении - еще летом, загодя, посетите с ним класс и обязательно встретьтесь с учителем. Возможно, его педагогические методы и даже манера общения по каким-то причинам не устроят вас или (что очень важно!) ребенка. Непременно прислушайтесь к мнению малыша. Ведь именно первому школьному учителю суждено отчасти заменить маленькому ученику родителей. От его компетентности и человеческих качеств во многом зависит позитивное отношение первоклассника к таким существенным и важным переменам в жизни.
Предположим, ваши старания увенчались успехом, и ребенок ожидает 1 сентября с радостным нетерпением. Как поддержать эту заинтересованность и уберечь его от разочарований? Любовь малыша к подаркам сослужит при подготовке к школе добрую службу! Походите вместе по магазинам, и пусть выберет то, что ему нравится. Ранец, пенал, тетради-карандаши и прочие принадлежности - сейчас все такое яркое, симпатичное, сродни игрушкам! Будет чем покрасоваться перед новыми товарищами.
Но особое внимание - первому «взрослому» наряду школяра. И здесь его пожелания тоже никак нельзя игнорировать. Ведь встречают-то по одежке! Если первоклассник будет доволен своим внешним видом - формой, прической, а в классе сможет с удовольствием и гордостью достать из красивого портфеля разные милые школьные мелочи, это значительно повысит его самооценку. А уверенность в себе, как известно, - гарантия удачи. Сохранить и укрепить ее поможет поддержка родителей. Семья, как никогда, должна стать опорой и надежным тылом. Ведь от стрессов в новой обстановке, от неудач и ошибок не застрахован никто.
Узнайте больше про 1 сентября - День Знаний
Особого внимания потребуют приготовления к первому уроку. Необходимо создать ребенку все условия для безмятежного сна и радостного пробуждения утром. Вкусный завтрак и приятная мелодия создадут приподнятое настроение. Можно даже позволить чаду немного покапризничать. Ваши понимание, участие и забота помогут ему в первые школьные дни справиться с неизбежным волнением.
В период адаптации к школе тревога так или иначе даст о себе знать. Поверхностное знакомство с педагогом и одноклассниками пока не обеспечивает прочных контактов и ощущения защищенности. Некоторое время (какое - будет зависеть от характера ребенка и реакции родителей) он будет чувствовать себя «не в своей тарелке».
Вы должны быть готовы к тому, что поведение и психологическое состояние начинающего ученика могут отличаться от обычных. Пусть ему тяжело дается выполнение домашних заданий, вплоть до полного неприятия, - не упрекайте малыша в лености и безответственности. На самом деле ему, испытывающему на этом этапе нервные перегрузки, сложно сосредоточиться и активно воспринимать новую информацию. Если подойти к этой растерянности с позиции силы, можно надолго отбить у ребенка интерес и охоту к учебе. Наоборот, демонстрируя готовность помочь, открытость для общения, поощряя любые, даже незначительные достижения, вы разгоните детские страхи. И тогда первые, пусть и несмелые, шаги дадут начало долгому и успешному пути.
Добавить комментарий