Все знают о важности такого вопроса, как режим дня школьника. Но все ли школьники соблюдают его? Даже если с наступлением нового учебного года родители настаивают на том, чтобы ребенок вовремя вставал, делал утреннюю гимнастику, гулял по часам, рано ложился спать, то со временем все меняется.
Заигравшись за компьютером, ребенок лег поздно спать. На следующий день мама, жалея, разбудила его попозже. Ребенок не успел сделать гимнастику, завтракать ему не хочется. На уроке клюет носом, невнимателен, соответственно, не успевает за другими, получает плохие оценки. Мама сердится, ругается, заставляет несколько раз переписывать плохо сделанную работу. Ребенок устал, ему нужно сделать перерыв, подвигаться, а мама не разрешает: «Не выйдешь из-за стола, пока не сделаешь все уроки». Надо ли говорить, что так делать нельзя.
Составляя режим дня школьника, в первую очередь, необходимо учесть и грамотно разложить по времени основные пункты, а уже с учетом их, при необходимости, добавлять дополнительные.
Важно, чтобы ребенок вставал так рано, чтобы успеть сделать утром все, что необходимо, и вовремя прийти в школу. Поэтому очень важен ранний подъем. Затем утренняя гимнастика. 10-15 минут энергичных упражнений позволят ребенку взбодриться.
Утренний душ не только улучшит обмен веществ, но и заставит ребенка почувствовать аппетит. Он с удовольствием съест завтрак. Значит, на уроке он не будет испытывать муки голода и полностью сосредоточится на выполнении заданий.
Завтрак в школе позволит ему подкрепить свои силы. После школы, конечно, обед и отдых. Главное, чтобы отдых после школы был полноценным. Ребенок может полежать или даже поспать, если очень утомился, поиграть на свежем воздухе или просто заняться чем-нибудь интересным.
Не нужно, чтобы ребенок дожидался родителей, чтобы делать уроки с ними. Самостоятельное выполнение заданий дисциплинирует его, не позволяет перекладывать свою ответственность на чужие плечи. Поэтому лучше планировать выполнение домашних заданий по прошествии двух-трех часов после школы, а не дожидаться позднего вечера.
Во время занятий необходимо обязательно делать перерывы. Желательно, если это будут перерывы между выполнением заданий по отдельным предметам. Выполнение домашней работы не должно превышать полутора-двух часов. Если ребенок за это время не успел приготовить уроки, значит, ему нужна помощь родителей. В таком случае сложные задания можно перенести на вечер. Но это не должно становиться правилом. Помимо трудных заданий, вечером можно повторить стихотворение, прочитать что-либо по литературе или истории.
Также на вечер необходимо запланировать свободное время, занятия спортом или в кружках. Очень хороша прогулка перед сном вместе с родителями. Если такой возможности нет, можно просто планировать спокойные занятия, игры, рисование, чтение.
Сон должен быть полноценным. В зависимости от времени подъема, планируется время отхода ко сну. Во время сна не должно быть громких звуков в соседней комнате, приглушенное звучание телевизора или негромкая музыка вполне допустимы, если это не мешает ребенку спать.
Каждый ребенок индивидуален. Режим дня школьника не догма. Распорядок его жизни должен планироваться вместе с ребенком, нужно учитывать, когда ему удобно выполнять все эти пункты, принимая во внимание время наибольшей активности и спада жизнедеятельности, а также занятия и интересы ребенка. Нужно стараться, чтобы ребенку было удобно жить и учиться.
Естественно, классный руководитель в школе тоже заинтересован в том, чтобы режим дня школьника соблюдался всеми детьми в классе. По этому вопросу можно провести родительское собрание с участием детей и школьного психолога. Обычно предварительно проводят анкетирование. В анкетах должны быть сформулированы вопросы по режиму дня, по формам проведения досуга, времени нахождения за компьютером и телевизором, о занятиях в спортивных и других кружках, состоянии здоровья детей. Основная задача такого родительского собрания – обратить внимание родителей и школьников на необходимость режима дня, подчеркнуть взаимосвязь самочувствия ребенка с соблюдением правил распорядка. Возможно, и сами родители захотят поделиться своим опытом в этом вопросе.
Уголок «Режим дня школьника» должен быть красочным и привлекать внимание. Каждый пункт расписания дня может быть оформлен отдельной яркой картинкой с интересными запоминающимися стихами. Здесь же можно размещать памятки с правилами личной гигиены, информационные бюллетени о причинах возникновения отдельных болезней и способах защиты от них. Очень важно привлекать детей к оформлению и обновлению уголка по режиму дня, пусть школьники вносят свои пожелания и предложения.
То, что режим дня школьника важен и необходим ни у кого не вызывает сомнений. Но, чтобы распорядок дня соблюдался детьми, необходимо, чтобы определенному распорядку следовали и родители. Пример родителей помогает ребенку не только в соблюдении определенных правил поведения, но и правил жизнедеятельности. Он становится собранным и целеустремленным. Эти качества позволяют ему лучше усваивать знания, сохранять свое здоровье, а, значит, делают его жизнь лучше, интересней и радостней.
Автор статьи: Корнеева Галина Алексеевна
Добавить комментарий