Дисциплина в классическом ее понимании основана на страхе и повиновении силе, а эти чувства губят детскую непосредственность, инициативность, творческий потенциал и, по большому счету, лишают ребенка детства. Однако и вседозволенность также не является благоприятной почвой для воспитания гармоничной и уверенной в себе личности. Цель любого здравомыслящего родителя заключается не в подчинении ребенка воле взрослого путем угроз или наказания, но в привитии ему способности к самодисциплине. Что же следует знать родителям и какие приемы использовать для того, чтобы научить ребенка самостоятельно управлять своими порывами и желаниями, соотносить свои побуждения с социально принятыми условностями и правилами?
Существует несколько правил:1. В основе всякой дисциплины должны лежать теплые доверительные отношения между ребенком и взрослым – только в этом случае у ребенка не будет возникать внутреннего противоречия при повиновении взрослому, и он будет с радостью принимать руководство и контроль со стороны родителей. Благоприятная внутрисемейная атмосфера – крепкий фундамент дисциплины.
2. Дисциплина начинается с рождения. Что это означает? После появления на свет у ребенка формируются различные способы достижения желаемого. Он учится требовать необходимое ему, и от того, насколько быстро и полно мама будет удовлетворять потребности ребенка в питании, комфорте, эмоциональном тепле и т.д., во многом зависит его психическое развитие в будущем, в частности базовое доверие к миру, к родителям и к себе самому.
3. Ребенку любого возраста обязательно нужны правила и ограничения. Существует мнение, что количество правил не должно превышать возраст ребенка, т.е. годовалому малышу достаточно одного строгого запрета, а трехлетка в состоянии руководствоваться уже тремя «нельзя». При этом форма преподнесения этих правил должна соответствовать уровню психического развития и возрасту ребенку.
4. Важно найти и придерживаться золотой середины между строгостью правил и их гибкостью. С одной стороны, должен существовать небольшой список важных правил, которые не могут быть нарушены ни при каких условиях – это поможет ребенку принять и осознать необходимость следования тем или иным запретам. Например, если дорогу нельзя переходить в неположенном месте, то этого нельзя делать даже в том случае, когда вы очень сильно опаздываете в садик. С другой стороны, периодически следует пересматривать требования и ограничения в зависимости от ситуации или при появлении новых обстоятельств. Например, ваш ребенок давно спит в отдельной кроватке, но после переезда в новую квартиру он боится засыпать в незнакомой обстановке, и вы можете позволить ему какое-то время ночевать в вашей спальне.
5. Избегайте «двойных стандартов». К ребенку должны предъявляться одинаковые требования со стороны всех взрослых, участвующих в его воспитании.
6. Отказывая ребенку, необходимо делать это твердо, но с любовью. Ребенок ни на секунду не должен усомниться в том, что родители по-прежнему любят его. Нужно обязательно продемонстрировать малышу заботу, проявить ласку и сочувствие.
7. Необходимо объяснять ребенку любого возраста причину отказа, пусть даже совсем кратко. Скажите «это опасно» вместо «так надо», «можно удариться» вместо «нет и все!», «папе больно» вместо «потому что, я так сказала».
8. Не стоит вводить запреты на естественное для ребенка поведение. «Не бегай!», «Не кричи!», «Тебе что, смешинка в рот попала?», «Не ходи по лужам», «Не приставай ко мне со своими вопросами» - все это примеры неэффективных запретов, которые идут вразрез с самой природой ребенка, которому свойственна подвижность, активность, любознательность и веселость. Более продуктивно будет ввести частичные или ситуативные ограничения для таких видов деятельности и организовать соответствующие условия для удовлетворения ребенком этих потребностей. Например, можно ходить по лужам в резиновых сапожках, можно бегать на улице, можно даже рисовать на стенах, но только кафельных и специальными маркерами, которые смываются водой.
Помните, что ваша основная родительская задача заключается не в том, чтобы сделать ребенка послушным и дисциплинированным, а в том, чтобы сделать его счастливым. Будьте другом своему ребенку, и проблема послушания перестанет быть для вас актуальной.
Автор статьи: Суздалева Марина Александровна
Добавить комментарий