Первый детский кризис, получивший в психологии название « кризис 1 года у ребенка », наступает с началом освоения малышом первых навыков самостоятельной ходьбы.
Содержание:
И пусть этот кризис традиционно не считается острым, всё же у некоторых малышей он может стать причиной нарушения режима сна и бодрствования, привести к потере аппетита, эмоциональным расстройствам (плаксивости, обидчивости), а также к временным потерям уже имевшихся навыков (малыш, например, может перестать проситься на горшок).
Чтобы помочь маме и малышу в преодолении временно возникших трудностей, попытаемся понять причину и смысл их возникновения.
Овладение ходьбой резко меняет жизнь малыша: теперь он меньше зависит от близких, передвигаясь самостоятельно взаимодействует с окружающим миром.
Близкий взрослый человек больше не является постоянным организатором поведения и эмоционального восприятия малыша. Происходит процесс выделения самоощущения ребенка из бывшего слитного переживания «мы».
Ещё не разобравшись в способах организации отношений с окружающим миром, ребенок испытывает сложности в потоке разнообразных впечатлений, в котором ему все чаще приходится оставаться одному и действовать самостоятельно.
Любопытство малыша погружает его во все новые занятия, от которых сложно оторваться: нанизывание колечек пирамидки, катание машинки или мячика, перекладывание кубиков.
Малыш безоглядно бежит в направлении понравившегося предмета, что характерно для поведения, названного психологами «полевым».
Ребенок может бесконечно открывать и закрывать двери, залезает во все ящики подряд, забирается на стулья, совершенно потеряв чувство опасности.
В сложившейся ситуации близкий взрослый, еще недавно полностью контролировавший поведение малыша, сталкивается с постоянными капризами, упрямством, невозможностью отговорить малыша от какого-либо соблазна.
Попытки подавить сопротивление ребенка путем запрета приводят к проявлению упрямства, капризов, агрессии (ребенок может укусить или ударить взрослого). Потеря контроля над ситуацией и поведением малыша может очень сильно расстроить маму.
Первое, что следует помнить в подобной ситуации – это то, что малыш хочет быть послушным (он уже знает, что он хороший и дорожит этим), но не может сам бороться с возникающими соблазнами и нуждается в помощи близких.
Чтобы сделать кризис одного года у ребенка менее болезненным, нужно понять увлеченность малыша происходящим вокруг, и в случае возникновения нежелательной или опасной ситуации переключить внимание малыша на что-то другое интересное и яркое.
В место того, чтобы силой оттаскивать ребёнка от лужи, запрещать поднимать что-то с земли, попробуйте переключить внимание малыша на что-то интересное в окружении «Посмотри, собачка бежит», «Ой, какая большая машина».
Те же «отвлекающие маневры» целесообразно использовать и во время возникающих конфликтных ситуаций, когда ребенок отказывается садиться на горшок, не хочет идти гулять или наоборот возвращаться с прогулки и т.п.
Не стоит расценивать это как потакание капризам малыша. Такие «маневры» помогают организовать поведение и не разрушить эмоциональный контакт с ребенком, сохраняют у него необходимое представление о себе, как о послушном, хорошем ребенке, влияют на способность преодолевать свою импульсивность в совершении поступков в будущем.
Для дальнейшего развития средств организации поведения необходимо эмоциональное взаимодействие взрослых с ребенком. Общаясь со своим малышом, детально проговаривайте не только то, что с ним происходит, но и то, что произойдет в ближайшем будущем («Сначала мы сходим в магазин за хлебом, а потом пойдем на детскую площадку – поиграем немного с ребятками и вернемся домой»).
Ребенку этого возраста нравится слушать истории про себя. Вскоре он и сам начинает рассказывать вслух о совершаемых действиях, комментировать происходящее. Психологи определяют это, как осмысление ребенком своего поведения.
Добавить комментарий