Каждый человек своеобразен. И даже когда человеку всего три-четыре года, у него формируются собственные представления об окружающем его мире. Мировоззрение ребенка уже включает в себя общие сведения о правилах поведения, обычно это происходит через оценку взрослых. И вот, такие разные, каждый со своими детскими амбициями, они собираются вместе. В любом коллективе конфликты неизбежны, детское сообщество не является исключением.
Надо быть готовым, что конфликтные ситуации будут возникать в любом случае. В какой-то мере это первый навык общения со сверстниками, а значит с равными себе. Важным моментом будет, как именно ребенок выходит из такой ситуации. В детской группе основной и самой частой причиной возникновения конфликта является обостренное чувство собственности. Другими словами, из-за игрушек. Как правило, дети относятся к своим предметам игр весьма трепетно, оберегают их, и нервничают, когда их берет кто-то посторонний. При этом чужие вещи ребенок часто рассматривает, как потенциально свои. Вот здесь и необходимо закладывать в ребенка основные понятия о своем-чужом. Кроме того, что «чужое брать нельзя», родители (лучше всего) или воспитатель должны объяснять, почему этого нельзя делать. Желательно донести до сознания детей, какие чувства будет испытывать тот, у кого без спроса взяли или отняли вещь. Принципы эмпатии, сочувствия не должны ассоциироваться с проявлением слабости они, наоборот, говорят о зрелости в межличностном отношении.
В конфликтологии выделяют два типа разрешения любого конфликта: деструктивный и конструктивный. Если ребенок старается навязать свое мнение любыми средствами, хочет достигнуть цели не смотря ни на что, не чурается насилия – это деструктивный, разрушающий подход. Применение агрессивных, насильственных методов говорит, как правило, о трудности в общении, непонимании другой точки зрения, а силовое воздействие может указывать на нарушения в эмоционально-личностной сфере ребенка. Сторонники конструктивного подхода более коммуникабельны, они пытаются сообща найти выход из ситуации и снять напряжение путем принятия консенсуса. На этой стадии родители или воспитатель должны подключиться и выяснить вместе с детьми, в чем суть проблемы и какие выходы из нее есть.
Попробуем набросать общие рекомендации по разрешению детских конфликтов.
Важно помнить, что детский коллектив это своеобразная модель взрослого общества и деструктивное решение может детонировать другие конфликты. Когда ребенок осознает древнюю мудрость о том, что отношение к другим должно быть таким же, как к себе, выход из конфликтной ситуации он будет искать более мягкий и созидательный.
Автор статьи: Кретов Игнат Викторович
Добавить комментарий