Говоря о развитии ребенка, родители, чаще всего имеют в виду его умственное воспитание, забывая, что всестороннее развитие обязательно включает в себя различные направления (интеллектуальное, физическое и творческое). Для каждого малыша важна не только интеллектуальная, но и духовная, и социальная одаренность.
Важным в развитии детей является дошкольный возраст. Заложенные в это время знания становятся основой, на которую постепенно добавляется все новая информация, активно выдаваемая ребенку в школе. Если основа надежная, то и дальнейшее обучение будет проходить легко и естественно. Если же время упущено, в знаниях и навыках есть пробелы, то трудностей в школьном обучении ребенку не избежать.
Именно по этой причине многие родители стремятся различными способами помочь ребенку накопить хороший багаж знаний и умений. С карапузами читают книги, рассматривают иллюстрации, обсуждают мультфильмы, строят из кубиков и конструкторов, рисуют, лепят. Чем разнообразнее деятельность, к которой приобщается ребенок, тем больше возможностей открывается перед ним в будущем.
В первую очередь следует уделять внимание развитию сенсорных способностей. Для получения быстрых и хороших результатов нужно создать благоприятные условия для занятий и запастись дидактическим материалом.
Эффективны занятия, проводимые в игровой форме. Ребенок приобретает не только знания, но и определенные навыки и умения. Для этих целей часто используются развивающие игры и игровые комплексы, например, наполняемые шариками сухие бассейны для детей.
Внешне они схожи с обычными, надувными бассейнами, только вот заполняются не водой, а мягкими пластиковыми шариками. Все элементы бассейна и его наполнения производятся из безопасных материалов, имеют яркие цвета. Шарики, обычно, отличаются размерами. Использовать бассейн можно как в помещении, так и на свежем воздухе.
Воспользовавшись фантазией можно достаточно быстро придумать великое множество полезных и увлекательных игр, основой которых будет служить бассейн. С успехом можно изучать цвета, размеры и форму. В каждой игре следует делать акцент на достижение определенной цели.
Если занятие проводится с одним ребенком, родители ставят перед ним задачу и в процессе ее выполнения подбадривают. Когда детей несколько, можно устраивать игры-эстафеты, что придает занятию соревновательный дух. И напротив, выполняя общее для всех задание, дети получают навык работы в команде.
Игра в сухом бассейне является физической нагрузкой, укрепляющей все группы мышц, формирующей правильную осанку. Мягкие шарики массажируют ребенка, улучшая его кровообращение и обмен веществ. Это благотворно влияет на работу центральной нервной системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата. Занятия служат прекрасной профилактикой многих заболеваний, тренировкой защитных механизмов.
Дети дошкольного возраста обязательно должны достаточно времени проводить в активном движении. Конечно, посещение спортивной секции – лучшее решение этого вопроса, но, если нет возможности ребенку заниматься спортом, родителям следует позаботиться об оборудовании спортивного уголка дома.
Развитие творческих навыков малыша играет также немалую роль. Лепка, рисование, аппликация, мозаика, конструирование, вырезание ножницами из бумаги и пр. в дошкольном возрасте стимулируют развитие воображения ребенка, без которого невозможно выполнить задание творческого характера. Кроме того, все это поможет ребенку в скором будущем уверенно держать в руке карандаш и ручку. Развитие воображения происходит поэтапно с приобретением определенного собственного опыта при столкновении с различными новыми для ребенка явлениями. Творческие занятия с ребенком – дошкольником должны носить регулярный характер, тогда и в школьном возрасте у него не возникнет проблем с выполнением заданий подобного рода.
На интеллектуальное развитие детей – дошкольников направлены многие современные обучающие методики. Методика Зайцева Н.А. – одна из наиболее популярных на протяжении многих лет. Суть ее в том, что ребенок с большей легкостью усваивает слова по складам, а не по буквам или слогам. Склад – сочетание букв, он может быть трех видов, каждый из которых отображается на своей грани кубика. Кубики при этом различны по цветам, размерам, издаваемым звонам и представляют собой своеобразный язык, который можно потрогать, увидеть, а главное – можно поиграть в него! Этот метод дает ребенку прочувствовать разницу между согласными и гласными, мягкими и твердыми, звонкими и глухими звуками.
На занятиях в игровой форме уже в три-четыре года дети с легкостью осваивают основы чтения. Подобным же образом автор методики предлагает учить и цифры.
Существуют не менее интересные и эффективные системы раннего развития, к примеру, такие как методики Домана, Лупан или Монтессори.
Выбирая методику раннего развития, необходимо учитывать, что каждый ребенок от рождения имеет индивидуальный вид восприятия. В раннем возрасте уже можно заметить, что он больше предпочитает: слушать, рассматривать или же активно двигаться. Например, обучение чтению по карточкам Домана будет более эффективным для детей, у которых ведущее восприятие - зрительное. В то же время не стоит перегружать лишь один тип восприятия (в ущерб другому), развивать следует и слуховое, и двигательное и зрительное восприятия.
Родителям, желательно ознакомиться с сутью каждой из методик, чтобы сделать правильный выбор, наиболее подходящий их ребенку, а результаты ждать себя не заставят.
Проходя такое обучение, ребенок получает массу положительных эмоций, всестороннее развитие. Радуйтесь вместе с ним достижениям и успехам, получайте удовольствие от совместных занятий!
Добавить комментарий