Конечно, развитие ребенка 3 лет не стоит на месте. К 3 годам жизни повышается работоспособность нервной системы, увеличивается выносливость, периоды бодрствования удлиняются до 6-7 часов в сутки. Ребенок уже способен сдерживать свои эмоции, например, не плакать, даже когда ему больно. Он более терпелив: может, не отвлекаясь, заниматься одним делом длительное время. Теперь ему трудно быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, например, сразу прекратить игру, чтобы пойти обедать.
В этом возрасте уже необходимо объяснять ребенку правила поведения. Тем более, что малыш и сам стремится быть хорошим и во всем подражать маме и папе, поэтому необходимо, чтобы ваши слова не расходились с вашими поступками. Ребенок все видит, слышит, запоминает и подражает вам во всем.
Совершенствуется моторное развитие ребенка, умение управлять своим телом. Ребенок 3 лет может изменять темп ходьбы, пройти по узкой доске, развернуться и побежать, успешно осваивает велосипед. Также совершенствуется и тонкая моторика. Теперь малыш может самостоятельно одеваться и раздеваться, рисовать карандашом, аккуратно есть и пользоваться столовыми приборами.
Если ваш малыш отказывается от самостоятельных действий, требуя, чтобы вы все делали за него, попробуйте понять причины такого поведения. Проявите твердость, если это каприз, усложните требования, если ребенку стало скучно: ему интересно все новое и более сложное. Но, возможно, ребенку не хватает вашего внимания и любви и он подсознательно стремится снова стать «маленьким», когда мама все время была рядом, принадлежала только ему.
Третий год жизни является переломным в развитии малыша. Психологи называют его кризисным (кризис трех лет). Ребенок начинает осознавать себя как личность. Он осознанно говорит «я»: «Я не хочу!», «Я не буду!». Если его не поняли или оскорбили, становится упрямым. Теперь малышу необходимо все объяснять, с ним необходимо договариваться, уважая его как личность, иначе ваша жизнь может стать очень трудной, а в ребенке будут формироваться неблагоприятные черты характера.
Вполне возможно сделать ребенка послушным, сломав его «я», но из такого малыша вырастет слабохарактерный человек с комплексами неполноценности. Поэтому необходимо уважать желания и интересы вашего малыша, конечно, в пределах разумного.
Словарный запас ребенка к трем годам достигает 200-300 слов. В своей речи малыш употребляет практически все части речи, хотя и не всегда правильно. Звукопроизношение совершенствуется, но некоторые дефекты речи ещё присутствуют. Родителям необходимо тактично поправлять ошибки ребёнка.
В этом возрасте ребенок часто проговаривает все свои действия и игровые ситуации. Может сложиться впечатление, что малыш не замолкает ни на секунду. Это часто раздражает родителей, и они даже пытаются остановить этот речевой поток. Этого делать ни в коем случае нельзя, ведь таким образом малыш неосознанно тренирует свою речь, обогащает словарный запас.
Многочисленные вопросы ребенка, обозначающие скачок в интеллектуальном развитии: «Как?», «Зачем?», «Когда?», «Почему?», также требуют большого терпения. Ребенок учится сравнивать обобщать, сопоставлять.
Игра – основной развивающий вид деятельности ребенка 2-3 лет. Если раньше ребенок играл только с предметами, находящимися в его поле зрения, то теперь он может подбирать игрушки и предметы в соответствии с задуманной игрой.
Например, задумав построить из кубиков гараж, малыш подберет не только, кубики, но и машины, грузы, которые будут перевозить эти машины и т.д. Благодаря развивающемуся мышлению, воображению, фантазии ребёнка, игра теперь имеет сюжет и ряд последовательных событий.
Для детей данного возраста лучше всего подходят игровые наборы lego duplo.
К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры. Ребенок уже не просто копирует взрослого, а исполняет определенную роль, то есть перевоплощаться, становясь то шофером, то доктором, то продавцом. Ролевая игра – показатель новой ступени в умственном развитии малыша.
Нельзя форсировать переход ребенка на новую ступень его развития – малыш должен быть готов к этому. При этом стоит уделить внимание его мышлению и речи.
Важнейшими среди мыслительных операций являются:
1) называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко);
2) сравнение по цвету, размеру, форме, весу; по времени (завтра, сегодня, вчера, поздно, потом, сейчас);
3) группировка предметов одного цвета, формы, размера;
4) выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет);
5) координация движений рук и зрения;
6) формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).
При чтении книг, играя, просто общаясь с ребёнком, обогащайте его представления о мире:
1) о явлениях природы - светит солнце, идет дождь, снег, гремит гром, на небе тучи; сегодня холодно, тепло, жарко, и другое;
2) о животном мире - не только различать и называть домашних животных, но и иметь первичные понятия о них;
3) о растительном мире - различать и называть цветок, дерево, траву, лист и другое;
4) о некоторых трудовых действиях: пилить дрова, копать землю, мыть посуду и т. д.
Закрепляйте все увиденное ребенком с помощью других методов. Например, побывав в зоопарке, закрепите впечатления малыша, рассматривая и обсуждая книги с картинками о животных, предложите и помогите ребёнку нарисовать увиденных зверей, изобразить действия некоторых из них и т.д.
Не пугайтесь, дорогие родители тому, как много нужно развивать в ребенке 2-3 лет, тому, какой колоссальный объем информации должен он усвоить для нормального развития, ведь все должно идти естественным путем. Ваш малыш сам подскажет вам, когда и чем с ним заниматься. От вас потребуется только внимательность и терпение.
Добавить комментарий