Важное место в развитии дошкольников в детском саду отводится обучению основам математики. Программный материал направлен на формирование математических способностей и представлений, развитие умственной активности, логического мышления и смекалки, т. е. умения делать простые суждения, используя грамматически правильные обороты речи. Математические представления являются средством интеллектуального развития дошкольников, его творческих и познавательных способностей.
Среди огромного выбора игр, задач и литературы для обучения математике стоит обратить особое внимание на те, которые не преподносят готовый материал, а позволяют дошкольнику самому искать путь к решению поставленных задач: сравнивать, исследовать, считать, комбинировать, измерять и устанавливать соответствие, запоминать, группировать, рассуждать и пояснять свои действия.
Хороших результатов можно добиться, если начать обучение не за год до школы, а с раннего возраста (3-3,5 года). Математика для дошкольников – наука сложная, т.к. оперирует понятиями, которые являются для малышей абстрактными. Поэтому первый и самый главный принцип обучения математике – наглядность. Обучение проходит значительно легче, когда малыш ощущает, видит, может пощупать. Считать с ребенком лучше осязаемые предметы: полоски бумаги, счетные палочки, цветные кубики, игрушки, деревянные геометрические фигуры.
Математика для дошкольников – это программа формирования умственных способностей ребенка, которая решает следующие задачи:
- развитие начальных математических представлений;
- введение в активный словарь малыша математических терминов;
- формирование образного мышления;
- развитие основ конструирования;
- формирование логических способностей;
- развитие творческой активности;
- развитие слуховой и зрительной памяти;
- формирование умений сравнивать, анализировать, группировать и обобщать.
Математика для дошкольников состоит из восьми разделов, обучение которым начинается со второй младшей группы (3 года) и длиться до выпуска в школу (7 лет). Все понятия вводятся постепенно, в форме игры и с элементами соревнования, основываясь на принципе от простого к сложному.
Дети знакомятся с числами 0…20, учатся писать печатные цифры в тетради. Обучаются счету в пределах 20, с использованием порядковых числительных (второй, пятый). Учатся сравнивать соседние цифры. Знакомятся с такими понятиями как меньше, больше, одинаковое количество. Преобразовывают равенства в неравенства и наоборот. Знакомятся с математическими знаками + - = < >. Учатся сопоставлять число, цифру, количество предметов до 20. Обучаются счету 2-ми и 3-ми в пределах 21. Изучают состав числа первого десятка. Придумывают по рисункам задачи и решают их с опорой на наглядность.
Дошкольники обучаются сопоставлять предметы по признакам:
- маленький – большой, больше – меньше, одного размера;
- короче, длиннее, одинаковой длины;
- ниже, выше, одной высоты;
- шире, уже, одинаковой ширины;
- тоньше, толще, одинаковой толщины;
- тяжелее, легче, одного веса;
- одинаковые и различные по форме и цвету.
Дети обучаются сравнивать разные предметы методом наложения, попарного сравнения, и выделять из группы предмет по 2 и 3 признакам. Находят «лишний» предмет в группе предметов. У дошкольников развивается глазомер.
Детей учат распознавать геометрические фигуры: треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник и многоугольник. Малыши учатся находить и называть углы, стороны и вершины всех знакомых фигур. Группируют фигуры по 1 из 3 признаков (цвет, форма, размер).
Обучение конструированию проводят на счетных палочках. Дети складывают из них геометрические фигуры, буквы, цифры, картинки.
1) Дошкольники учатся определять положение предметов в пространстве - справа, слева, внизу, вверху.
2) Определять направление движения - справа налево, сверху вниз, назад, вперед, в противоположную сторону, в том же направлении;
3) Знакомятся с понятиями – близко и далеко, низко и высоко, ближе, дальше, рядом.
4) Определяют свое положение в пространстве – вне или внутри. Среди предметов: на, в, под, над, перед, между, к, от, через.
5) Ориентируются на листке бумаги, в столбике и строчке клеток.
Дошкольники знакомятся с понятиями: день, неделя, месяц, год, дни недели, время суток и времена года. Учатся определять дни, используя понятия: вчера, завтра, сегодня, послезавтра. Включают в активный словарь понятия: скоро, долго, дальше, быстро, медленно, потом, давно.
Простые задачи, направленные на развитие логического мышления, смекалки и находчивости. Шутки, ребусы и головоломки математического содержания.
Успех обучения математике в начальной школе зависит от эффективного развития малыша в дошкольном возрасте. Главное помнить, что важен не объем знаний и умений, важны их качества и степень влияния на умственные возможности ребенка.
Автор статьи: Мардарь Людмила Александровна
Добавить комментарий