По мнению психологов, четырёхлетний возраст является моментом перелома в восприятии ребёнком самого себя. Проявляется так называемая самость, то и дело можно слышать от малыша: «Я сам!» Это сигнал родителям, что ребёнка следует чем-то занять, чтобы его проснувшаяся активность и самостоятельность не переросли от скуки в капризы и непослушание. И роль игры здесь просто неоценима, так как, будучи органичным элементом жизни ребёнка, она содействует его личностному формированию и развитию.
В возрасте четырёх лет дети активно подражают взрослым, воспринимая окружающий мир не через их слова, а через действия взрослых и их поведенческие реакции. Девочки в повседневной жизни, осознавая свою половую связь с матерью, всецело подражают её поведению, мальчики, соответственно, отцу. Именно это подражание лежит в основе различий игр четырёхлетних девочек и мальчиков.
По достижении ребёнком четырёх лет игры мальчиков и девочек всё больше разнятся. Так, развивающие игры для девочек 4 лет всё чаще отражают явления семейной повседневности. Девочка в игре берёт на себя выполнение роли мамы, бабушки или какой-либо другой женщины из своего окружения.
В стремлении скорее повзрослеть, дети четырёх лет любую игру переводят в плоскость ролевой, отражающей отношения и связи в семье. Быстрым темпом развиваются коммуникативные навыки, речь ребёнка, он уже более чётко формулирует свои мысли и мотивирует действия. Постепенно исключается участие взрослого при общении ребёнка со своими сверстниками, так как он активно социализируется.
Как же правильно подобрать развивающие игры для девочек 4 лет? Зачастую ребёнок в этом возрасте не вполне может сформулировать своё желание по поводу игровых занятий, да, возможно, ещё и определиться не может. А родители, как правило, берут за основу своё понимание вопроса: девочки должны играть куклами со всеми аксессуарами к ним, ну или, в крайнем случае, мягкими игрушками.
Полностью исключаются из развивающих игр для девочек игрушки «мальчивой» направленности – сложные механические игрушки, спортивные снаряды, конструкторы и прочие. И невдомёк родителям, что тем самым они существенно нарушают развитие своей девочки и мешают правильному формированию её знаний об окружающем мире.
Родителям следует понимать, что их ребёнок должен знакомиться с миром в гармоничной взаимосвязи всех его сторон, поэтому выбирать развивающие игры для девочек 4 лет необходимо вне зависимости от половой принадлежности. Любая развивающая игра для четырёхлетней девочки обогащает её новыми знаниями и опытом либо даёт возможность применить уже имеющиеся знания.
Четвёртый год жизни ребёнка знаменуется переходом от игры-отображения к игре сюжетно-ролевой, от игры в одиночестве к игре коллективной. Но здесь возникают закономерные трудности, когда ребёнок не может ещё самостоятельно организовать такую игру. И поэтому пока ещё необходима помощь взрослого человека – родителя или воспитателя. То есть детей надо обучить такой разновидности игры.
Девочки четвёртого года жизни предпочитают сюжетно-ролевые игры в «семью», «больницу», «магазин», «детский сад», где они играют роли окружающих их женщин: мамы, бабушки, врача, воспитательницы, продавца и прочих. Они при этом используют свой опыт и свои знания из окружающей действительности. Однако нужно отметить, что наиболее всем близкой всё же является игра в семью. Девочки с удовольствием кормят, переодевают, укладывают спать своих кукол-дочек, качают на руках и катают в колясках. Выполняя функции матери семейства, девочки готовят обеды, убирают комнату и накрывают на стол, организуя семейный обед. Сюжетно-ролевые игры для девочек 4 лет очень важны возможностью накопления жизненного опыта, формирования положительного отношения к окружающим и установления взаимоотношений более высокого уровня между играющими детьми.
При рождении в семье девочки все взрослые стараются окружить ребёнка игрушками «девочковой» направленности. Это отражено и в цвете (игрушки должны быть мягких оттенков), и в тематике (куклы, а не механизмы). Но так ли уж разнятся интересы детей обоих полов, как это хотят представить взрослые?
Психологи утверждают, что в раннем возрасте дети одинаково познают мир и нуждаются во всеобъемлющей информации, поэтому не следует навязывать им своё видение их потребностей, необходимо знакомить детей с разными игрушками, чтобы ребёнок рос, не отставая в развитии. И только к четырём годам дети самоопределятся со своими предпочтениями.С 4 лет, как уже было сказано, девочки всё с большим интересом играют в сюжетно-ролевые игры. И поэтому очень кстати будут игровые наборы к этим играм: кухни со всеми атрибутами, загородные дома-дачи, дома для кукол с мебелью. Эти игрушки формируют у девочки качества будущей хозяйки дома. Летом девочки, как и мальчики, с удовольствием играют в подвижные игры, катаются на велосипедах, самокатах и роликах, поэтому эти предметы тоже будут как нельзя кстати.
Главное, выбирая игрушки и игры для девочек 4 лет, помнить, что все их разновидности должны служить воспитанию гармоничной личности.
Автор статьи: Фалькова Любовь Михайловна
Добавить комментарий