Ребенку для нормального полноценного развития необходимо много двигаться и играть. Играя, малыш познает окружающий мир, развивает необходимые навыки и умения. Помните, постоянно требуя от ребенка тишины и идеального порядка в доме, вы тормозите его общее развитие. Ребенок, который постоянно не знает, чем себя занять, как правило, обречен на одну из неприятных крайностей: либо стать гиперактивным, трудно управляемым шалуном, либо, наоборот, малоподвижным, неуклюжим тихоней. В любом случае ему будет сложно привить устойчивые интересы, что в будущем негативно отразится на успеваемости в школе.
Родителям необходимо уважать желания ребенка, в том числе желания совершать определенные действия и поступки (конечно, в пределах разумного). Проявите терпение к шумным играм, предоставьте малышу немного времени, чтобы он мог закончить увлекательную для него игру. Как правило, отвлечь внимание ребенка младшего возраста достаточно легко, но если ребенок по-настоящему увлечен каким-то занятием, не стоит прибегать к этому ради того, чтобы накормить его минута в минуту или отправить на прогулку. Вмешиваться в самостоятельную деятельность малыша нужно лишь в некоторых случаях, например, если ребенок испытывает затруднения при общении с новой игрушкой.
Развивающие игры и игрушки играют очень важную роль в жизни детей. Но следует помнить, что занятия детей должны быть разнообразны, а силы равномерно распределены. Здесь не обойтись без организационной помощи взрослых. Ребенок быстро утомляется, если в процессе деятельности задействованы одни и те же группы мышц или участки мозга (как, например, при долгом прослушивании книги или при ходьбе на длительные расстояния).
Если вы принимаете участие в детской игре, подыгрывайте малышу, взяв на себя одну из сюжетных ролей. Измените ваш голос, придайте ему соответствующую интонацию. Это повысит интерес ребенка к игре, возможно, он даже захочет подражать вам. Не обрывайте игру слишком резко, дети не способны быстро переключаться. При необходимости выйти из игры, обыграйте ситуацию, например, ваш магазин закрылся на обед, или вы вынуждены отправиться в командировку.
Не следует уделять слишком большое внимание игре ребенка, при такой ситуации ваш малыш может превратиться лишь в пассивного наблюдателя. Это может оказать негативное влияние на развитие самостоятельности ребенка, привить неуверенность в себе и своих силах.
Ошибочно также мнение о том, что главное в количестве игрушек. Некоторые родители считают, что если их много, то малыш непременно сообразит, чем ему заняться и в какую игру поиграть. Но если развивающие игры и игрушки представлены в подобном изобилии ребенок лишь теряется, не зная на чем остановить свой выбор. В подобной ситуации малыш будет переходить от одной игрушки к другой, ничем по-настоящему не увлекаясь.
1) игрушка готовая (автомобиль, кукла, мягкая игрушка);
2) игрушка полуготовая, т. е. требующая доделки (кубики, конструкторы, картинки);
3) игрушка-материал (песок, пластилин, проволока).
Готовые игрушки способствуют развитию воображения ребёнка, расширяют и закрепляю его знания об окружающем мире. Например, паровоз или трактор могут перевозить какой-то груз. Кукла должна спать, ходить в гости, одеваться. Такие игрушки предоставляют широкий простор для детской фантазии.
Полуготовые игрушки ставят перед малышом какую-то задачу, для решения которой требуется уже не только фантазия, но и внимательность, усидчивость, логическое мышление. Недостаток таких игрушек в том, что задачи, которые они ставят в процессе игры, достаточно однообразны, а потому быстро надоедают.
Игрушки-материал - самые дешевые, но самые сложные в игре. Если ребенок может занять себя такими игрушками, значит его культура игры, а вместе с ней и культура деятельности, достаточно высоки.
Такие естественные материалы как вода, песок, глина наилучшим образом подходят для того, чтобы, объединив детей в небольшие группы, организовать коллективную игру. С песком можно проводить самые разнообразные операции: копать, рассыпать, придавать всевозможные формы. Такие занятия способствуют общему развитию ребёнка.
Игры с водой не менее полезны. Дети, играющие с водой, реже запаздывают в речевом развитии. Предоставьте детям возможность плескаться в воде, переливать её из одного сосуда в другой, купать кукол, пускать кораблики, мыть игрушечную посуду.
Главное в детской игре - добиться того, чтобы ребенок был по-настоящему увлечен игрой: что-то придумывал, строил, сочинял. Только в этом случае игра будет максимально полезной для его развития. Важно, чтобы ребенок не бросался от одной игрушки к другой, а доводил задуманную игру до конца.
Дети часто ломают игрушки, вызывая этим негативное отношение родителей к приобретению новых. Родителям необходимо помнить, что ребенок в основном ломает игрушки потому, что устает от однообразия и пресыщения, а также из любопытства, непреодолимого желания посмотреть, что там внутри. Чаще всего подобная участь быть сломанной постигает заводные механические игрушки, поскольку с ними трудно создать сюжетную игру, такие игрушки выполняют лишь одну функцию или однообразное действие. Механические игрушки вынуждают ребенка быть лишь пассивным наблюдателем, но долго с ролью смотрителя ребенок мириться не может, а потому либо забрасывает «механическое чудо», либо «реконструирует» под нужды своей игры.
Для правильного руководства игрой ребенка родителям также полезно знать, что до 5-6-летнего возраста малыш предпочитает играть один, редко допуская участие одного-двух товарищей. Это время, когда развиваются личные способности ребенка. Он пока еще не умеет играть в группе, ссорится с другими детьми, ему трудно найти общий с ними интерес. Не стоит навязывать малышу нежеланных друзей, это приведет только к капризам и раздражению.
Только после 5-6-летнего возраста, дети начинают проявлять интерес к совместной игре, к общению со сверстниками. Поспособствовать переходу к новой стадии игровой культуры малыша можно используя подвижные игры для дошкольников на свежем воздухе.
В процессе групповых игр дети довольно часто ссорятся и жалуются друг на друга. Помните, у детей редко является виновной какая-то одна сторона, а потому не спешите идти с претензиями к родителям обидчика вашего сына или дочки. Лучше постарайтесь объяснить своему ребенку, что в совместной игре необходимо быть уступчивым и стараться решать конфликты мирным путем.
Добавить комментарий