Пока ребенок маленький, он нуждается лишь в материнской заботе. Чем старше малыш становится, тем больше возникает других потребностей: в развитии, общении и играх со сверстниками, смене привычной обстановки. Одних родителей бывает уже не достаточно, чтобы обеспечивать ему необходимый коммуникативный уровень и создавать предпосылки для становления личности, поэтому ребенок идет в детский сад. Тут мало кто не сталкивался с проблемами первого посещения группы и периодом адаптации. Но в целом все можно решить, если следовать поставленной цели и нескольким полезным рекомендациям.
Содержание
Аспекты моральной и физической подготовки ребенка к посещению детского сада
Ребенок идет в сад: родителям на заметку
Сложности периода адаптации
Практическая помощь или как адаптировать ребенка к садику?
Типичные ошибки, которых нельзя допускать

Аспекты моральной и физической подготовки ребенка к посещению детского сада
Каким детям легче всего дается посещение садика? Конечно тем, которые уже слышали от родителей, зачем вообще они туда идут. Возможно, даже видели пример в лице старшего брата или сестры, когда их отводили в детский сад. То есть морально подготовленным детям пойти первый раз в садик будет намного легче психологически.
Совет: подробно расскажите ребенку, что такое детский сад, что там делают дети, почему ему будет интересно, когда он туда пойдет. Поиграйте в тематическую игру «Детский сад», прогуляйтесь по территории ближайшего садика, говорите знакомым при ребенке: «Посмотрите, какой он у нас уже большой, он скоро пойдет в детский садик».
Дети, родители которых проделывают подобное незадолго до первого посещения сада, значительно легче адаптируются к дошкольному учреждению. С другой стороны, моральная подготовка будущего воспитанника – это лишь половина дела, важно его подготовить физически.
- Начинать нужно со здоровья. Закалять малыша, давать витамины, заранее пролечить хронические болезни. Когда ребенок идет в детский сад, он должен быть физически здоров, иначе все силы организма пойдут не на привыкание к новому месту, а на борьбу с вирусами и инфекциями.
- Важно развивать навыки самостоятельности. Пусть будут хотя бы две вещи, которые ребенок сможет сам снять/надеть. Следует обратить внимание на соблюдение условий гигиены: приучить к горшку, самому мыть и вытирать руки, пользоваться носовым платком. Наконец, показать, как кушать ложкой. Дети в садике, которые это умеют, активно применяют навыки, не затрачивая массу энергии на обучение таким необходимым действиям. И это лишь минимум того, что должен уметь ребенок идя в детский сад.
- Если режим дня и рацион питания малыша близок к существующему в дошкольном учреждении (см.: "Режим дня в детском саду"), то не будет необходимости в срочном порядке их перестраивать. В большей мере от родителей зависит, ребенок идет в садик с радостью или со скандалом.

Ребенок идет в сад: родителям на заметку
Малыш официально станет воспитанником дошкольного учреждения после подписания соответствующего договора с его родителями. Он заключается, когда руководству предоставлен полный пакет требуемых документов. Каких именно, лучше уточнить у заведующей (некоторую информацию об этом можно также узнать из статьи: "Документы для детского сада"). Но среди них обязательно будет медицинская карта ребенка: нужно обратиться к участковому педиатру и получить от него заключение о состоянии здоровья малыша с отметкой о сделанных ему прививках, которое выдается после прохождения «узких» специалистов.
С зачислением в садик будут сложности, если прививки делаются по индивидуальному графику (тогда потребуют документ о медицинском отводе) или мама вообще отказалась от вакцинации (в этом случае администрация дошкольного учреждения вправе отказать в приеме ребенка).
После зачисления в детский сад и накануне его первого посещения родители могут увидеть группу и познакомиться с воспитателями. У них следует узнать, какие вещи понадобятся ребенку. Обычно это сменная (групповая) и спортивная одежда, некоторые гигиенические принадлежности (например, расческа девочке, бумажные носовые платки или одноразовые пеленки, если это ясли).
В следующие несколько месяцев будет иметь значение правильная адаптация к садику, поэтому нужно настроиться на взаимодействие со всеми сотрудниками дошкольного учреждения, чтобы она проходила наименее безболезненно для ребенка.

Сложности периода адаптации
Родители уже представляют, как их малыш будет общаться с другими детьми, как он будет развиваться вместе со всеми. Но будут и сложности: ребенок пошел в детский сад и первое, с чем он столкнется, - это адаптация, то есть период времени, за который организм приспособится к изменившимся условиям. Сам по себе адаптационный период сопряжен с большой эмоциональной нагрузкой и затратой физических ресурсов, поскольку малышу предстоит следовать определенному режиму дня и выдержать отсутствие рядом близких людей, уменьшение персонального внимания, частое нахождение со сверстниками.
Самой простой считается адаптация ребенка в яслях, поскольку дети 1,5-2,5 лет не так четко проводят границу между понятиями «свой» и «чужой», а воспитатель, заботящийся о них, быстро становится «второй мамой». Проявление эмоций незначительное, поэтому кроха практически без слез прощается с тем, кто его приводит в группу.
У детей постарше процесс привыкания к новым условиям длится дольше и может стать достаточно сложным.
Их адаптация в саду бывает:
- Легкой, по срокам занимающей 2-3 недели. Малыш спокойно заходит в группу, уверенно смотрит в глаза незнакомым взрослым, первым идет на контакт с детьми, нормально воспринимает замечания в свой адрес, хорошо ест и спит.
- Средне – тяжелой, продолжительностью свыше одного месяца, сопряженной с краткосрочным (от 5 до 7 дней) заболеванием на фоне психического стресса. Перед выходом из дома ребенок напряжен, требует телесного контакта, а в группе успокаивается и вступает в игровой процесс, не редко проявляет склонность к непослушанию, то есть социально экспериментирует с общими правилами поведения.
- Тяжелой, когда адаптация ребенка длится 3 и более месяца, он часто болеет, проявляет агрессию или бывает вялым, внимателен к воспитателю только в присутствии родителей, не идет на контакт с детьми, не проявляет интереса к играм.
- Крайне тяжелой, свыше полугода, при которой ребенок в детском саду никак не может освоиться, постоянно болеет, регрессирует в развитии, остается замкнутым. Говорят, что он «несадовый». Так бывает, если малыш сильно привязан к дому, либо чувствует, что родители усомнились в правильности своего решения отдать его в садик.
Несмотря на наличие подобных трудностей, ребенку можно помочь с ними справиться.

Практическая помощь или как адаптировать ребенка к садику?
Сейчас самое время убедить ребенка, что ему нужен детский сад и другой альтернативы нет. Все сомнения будут лишь тормозить процесс привыкания. Это касается и родителей: адаптация в садике пройдет безболезненно, если они не будут показывать малышу своих переживаний по поводу принятого решения и давать ему повод для сопротивления.
Совет: пока ребенок адаптируется, поддержите его эмоционально: чаще обнимайте, больше общайтесь, хвалите за успехи, не ругайте по пустякам, терпите капризы, создайте позитивный настрой.
Помощь в адаптации к детскому саду заключается в следующем:
- С ребенком нужно поговорить о ежедневных потребностях, моделируя дома разные ситуации. Что делать, если он захочет воды или в туалет, испачкается или не сможет застегнуть пуговицы? Объяснить, что об этом сразу говорят воспитателю, который обязательно поможет.
- Малыша следует подталкивать к общению с другими детьми: чем больше у него друзей, тем быстрее он привыкнет к группе.
- Если сложно отпустить маму, и каждый раз дело доходит до слез, когда ребенок идет в садик, на время нужно попросить другого родственника, с которым будет легче расстаться, туда его приводить.
- Процесс прощания можно завершить простым ритуалом (поцелуем, объятиями), после чего уверенно уходить. Обязательно сообщить малышу, когда он пойдет домой, и забирать его строго в обозначенное время.
Сам процесс привыкания к детскому саду может затянуться на полгода, а то и дольше. Если ребенок пошел в садик, то лучше заранее рассчитать возможности и быть готовым корректировать планы, стараясь помогать ему в адаптации и не допускать на этом пути непростительных ошибок.

Типичные ошибки, которых нельзя допускать
Не все родители выбирают правильную тактику подготовки ребенка к посещению дошкольного учреждения. Что может затруднить адаптацию?
Вот то, чего делать нельзя:
- во-первых, при каждом удобном случае пугать малыша детским садом («Не ляжешь спать, в следующий раз останешься ночевать в садике»). Так появится уверенность, что детский сад – самое опасное место;
- во-вторых, обманом вселять надежду, говоря ребенку, что «мама скоро придет», а затем оставлять его до вечера. День пройдет в ожидании и беспокойстве, а, наконец, увидев маму, малыш просто устроит истерику из-за обиды на невыполненное обещание. Лучше точнее обозначить время: «Погуляешь, поспишь, и пойдем домой»;
- в-третьих, ругать ребенка за то, что он плачет по дороге в детский сад или в момент прощания с мамой. Не стоит говорить: «ты обещал мне не плакать» – это не поможет, для подавления такой реакции важны объятия и поддержка;
- в-четвертых, в присутствии малыша негативно отзываться о садике или воспитателях, иначе он, всерьез воспринимая такие слова, когда-нибудь повторит их вслух или придет к выводу, что сад – плохое место с плохими людьми.
Если и через несколько месяцев ребенок в садике чувствует себя дискомфортно, возможно, стоит еще раз проверить, все ли важные рекомендации были выполнены или остались те, о которых все-таки забыли?
Адаптация ребенка в детском саду. Говорит ЭКСПЕРТ
Добавить комментарий