Постановка воспитательных задач на уроках истории напрямую зависит от темы урока. Если вы изучаете тему, связанную с отечественными войнами, то соответственно воспитательная задача будет звучать так: «воспитывать у учащихся патриотизм и любовь к Родине». Методы решения этой задачи предусматривают рассказ учителя не только сугубо о военных действиях изучаемого периода и их последствиях, но и о подвигах соотечественников в данной войне.
Желательно заранее раздавать ребятам темы докладов или сообщений о конкретных людях, чтобы в процессе поиска они могли проникнуться патриотическими чувствами и гордостью. Доклады, как правило, зачитываются в конце урока и учителем отводится несколько минут для обсуждения. Во время обсуждения подвигов необходимо направлять внимание детей на добровольность самопожертвования и высокое чувство долга перед обществом, на осознание ценности каждой человеческой жизни и жертвенность во имя жизни и счастья других людей.
Если ваш урок на патриотическую тему проходит в канун Дня Победы, можно пригласить на начало урока ветерана Великой Отечественной войны, чтобы ваш рассказ дополнить его военными воспоминаниями. Если речь идёт об Афганской войне, советую пригласить офицеров - «афганцев». Они знают, какие факты можно рассказать детям, не травмируя их психику, но и не умаляя героизма советских солдат.
Когда вы приступаете к изучению периода восстановления народного хозяйства в послевоенный период, воспитательные задачи будут соответствующие теме: воспитание в детях трудолюбия и отношения к труду как к творческому процессу. Для иллюстрации можно показать видеоролик о восстановлении народного хозяйства в 1945-50г., продемонстрировать отстроенные кварталы вашего города, если на его территории проходили военные действия, и он был разрушен. Ещё живы и ветераны труда, молодость которых пришлась как раз на этот период восстановления, и они могут рассказать многое о героическом труде и, возможно, даже продемонстрировать старые фотографии на эту тему. Воспользуйтесь такой прекрасной возможностью и пригласите этих людей на урок. Тогда ваш материал будет усваиваться учениками более эффективно!
При изучении раздела «Искусство и культура» каждого исторического периода или отдельно взятой страны, ставится задача воспитывать в учениках чувство прекрасного и любовь к искусству. В изложении каждого преподавателя она может звучать по-своему, но суть остаётся единой. Методы решения этих воспитательных задач можно варьировать в зависимости от возрастной группы школьников. Для 5-6 классов урок должен нести в себе большое количество наглядного материала, и роль учителя объяснить основные мотивы и приёмы изображения, параллельно приводя интересные истории и факты, связанные с авторами или самими произведениями искусства.
О достижениях в музыке конечно предпочтительнее говорить в сопровождении музыкальных произведений авторов, о которых идёт речь. Для школьников 7-8 классов наглядность должна составлять 50%, и внимание больше следует направлять на развитие самостоятельной творческой деятельности. Поэтому смело предлагайте подготовить красочные доклады о художниках и скульпторах, о музыкантах и актёрах. Поощряйте привлечение иллюстративного материала в работе детей по данному вопросу. Для учащихся 9-11 классов такие уроки можно проводить как в классе, так и в музеях, во время экскурсий. Как один из вариантов можно использовать посещение концерта произведений композиторов изучаемого периода или экскурсией в выставочный зал непосредственно после урока об искусстве. То же касается и театральных постановок по пьесам изучаемых авторов.
По собственному опыту могу сказать, что такая «наглядность» во время изучения тем об искусстве даёт великолепные результаты.
Автор статьи: Мурадасилова Светлана Александровна
Добавить комментарий