В массе педагогической литературы последнего времени нередко наблюдается смешение понятий «формы обучения в педагогике» и «методы обучения». Логичнее будет все же разделять их, исходя из того, что «форма» – это скорее тип общения учителя и ученика, а «метод» носит как бы качественную характеристику этого общения.
Сколько форм имеет обучение?
Учебные занятия могут быть организованы в виде нескольких конкретных форм, среди которых особенно выделяются:
- урок как основная форма обучения и самая традиционная. Уроки, как правило, проводятся по заранее составленному расписанию. Каждый длится традиционных 45 минут, так называемый академический час. На уроке присутствуют ученики одного класса, которые работают над одной программной темой, и учитель, причем последнему отведена основная роль в ведении урока.
- Учебное занятие может пройти в форме экскурсии. Ее можно рассматривать как своеобразный урок, но не в классе, а, скажем, в музее, на природе, на производстве. Школьники получают новые знания по предмету, так сказать, зримо, осязательно.
- Интересной формой видятся факультативные занятия, особенно популярные у старшеклассников. Курс или предмет может быть внепрограммным, а следовательно, необязательным, и рассчитан на людей, которые хотели бы, так сказать, добровольно расширить свои знания или творческие способности.
- Формы обучения в педагогике включают в себя и домашнюю учебную работу, охватывающую темы для повторения и способствующую более глубокому изучению нового материала.
- Учебная работа учащихся может носить и внеклассную форму. Сюда входит участие ребят в предметных кружках и научных обществах, школьных и межшкольных олимпиадах, различных конкурсах, выставках технического творчества.
- Формы обучения в школе подразумевают еще и дополнительные или консультативные занятия, которые призваны стимулировать интерес учащихся к тому или иному предмету, возможно, помогать отстающим в усвоении и закреплении новых тем.
- Все чаще учителя берут на вооружение проведение ученических конференций и семинаров, которые проходят во время урока по расписанию. В ходе таких занятий учитель распределяет темы для освещения между учениками, рекомендует нужную литературу, и школьники сами готовят доклады (сообщения), с которыми затем и выступают на конференции или семинаре. Такая форма приучает учащихся к самостоятельной работе с литературой, электронными носителями.
Какой метод лучше?
Опытный учитель старается гармонично сочетать в своей работе различные формы и методы обучения. Интересы современных школьников достаточно широки, и однообразие учебного процесса, которое ограничивается пассивным участием в нем учеников, может сыграть плохую службу. Чем креативнее будет мыслить учитель, тем большую заинтересованность к его предмету будут выказывать учащиеся.
В последние годы стали практиковаться так называемые нетрадиционные формы обучения. Многие педагоги склонны выделять два подхода к их пониманию:
- оставляя в основе структуру традиционного урока, учитель обязательно разнообразит его ход использованием разного вида ученической деятельности. Это может быть составление карточек, таблиц, кроссвордов. Во время урока может пройти дискуссия, защита рефератов, ролевая или деловая игра и т.д. Все это можно назвать – активные формы обучения. При таком подходе ученики являются именно активными участниками урока. Они взаимодействуют не только с «ведущим» – учителем, причем на равных, но и друг с другом.
- К нетрадиционным следует отнести и совершенно инновационные формы ведения урока, которые занимают все более значительное место в школе. Эти уроки уже больше похожи на встречи взрослых деловых людей или популярные ток-шоу, что не может не понравиться, в частности, старшеклассникам. Урок может быть построен как круглый стол или аукцион, «Поле чудес» или викторина, и упор в нем сделан на интенсивном общении.
Педагогическая литература характеризует такой подход как интерактивные формы обучения. Основная цель интерактивного общения – объединить класс совместной деятельностью, в ходе которой отдельный ученик должен научиться поставить себя на место другого человека или целой группы одноклассников и с их точки зрения оценить свои действия.
Используются самые разные виды урока, инструменты и пособия для его проведения: видеоматериалы, музыкальные вставки, мини-спектакли, презентации, те же экскурсии. Интересной формой видится ролевая игра, когда ученик занимает место учителя и ведет урок.
Интерактивное обучение широко использует работу учеников в парах или небольших группах, творческие задания, общее решение проблем по типу «мозгового штурма». В итоге это помогает ребятам вырабатывать свою личную точку зрения по любому из обсуждаемых вопросов, учит их слушать и слышать оппонентов, организовывать самостоятельную познавательную деятельность.
Блог - урок как новая форма организации учебной деятельности - видео
Добавить комментарий