Образование в России давно избрало новый путь и уровень. Сейчас оно на этот уровень активно выходит, чтобы стать частью мирового образовательного пространства. Для этого начали разрабатываться инновационные методы обучения.
На стезю инноваций наше образование встало еще в самом начале 2000-х годов, и теперь оно немыслимо без некоторых его компонентов. А их много, но мы рассмотрим самые основные, распространенные в большинстве школ и других образовательных организациях страны. Итак, какая она - инновационная школа?
Содержание
Виды инновационной деятельности – инновационные технологии
1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Повсеместно в стране компьютеризировались школы и вузы, образовывались компьютерные классы и аудитории, предметная база пополнилась такой дисциплиной как ИКТ (информатика). Учащиеся осваивали начальную базу информационных технологий, а затем данная сфера проникала и интегрировалась с другими предметами. Важно было подготовить учащихся к тому, что мир встал на путь информатизации.
2. Личностно-ориентированные технологии.
Переориентация процесса обучения на личность каждого ребенка, на его индивидуальность. Необходимо обеспечить условия беспрепятственного и максимально полного развития личности учащегося, создав для нее комфортные и бесконфликтные условия.
3. Информационно-аналитическое обеспечение учебного процесса.
Организация и контроль учебного процесса отделами образования помогает беспристрастно оценить уровень подготовки и процесс подготовки учащихся, скоординировать и исправить ошибки в обучении.
4. Мониторинг интеллектуального развития.
С помощью тестирования и построения графиков динамики успеваемости проверить, насколько усвоен материал и как развивается сознание и уровень успеваемости по тому или иному предмету.
5. Воспитательные технологии.
Как правило, реализуются через вовлечение учащегося в культурно-массовую деятельность, различные общественные и творческие организации при образовательном учреждении или других, смежных с ним.
6. Дидактические технологии.
Различные нестандартные виды деятельности для оптимизации учебного процесса: игра, оформление и защита проектов, обучение при помощи аудио-визуальных технологий и прочее.
7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий.
Это система оценки личных достижений самими учащимися. Часто организуется с помощью технологии портфолио.
Конечно, происходящие сегодня инновационные процессы в образовании имеют свои плюсы. Так, например, информационно-компьютерные технологии призваны облегчить учащимся путь освоения программных технологий для будущей профессии. Эти образовательные технологии призваны повышать стремление учеников к освоению предметов, снимать психологическое напряжение учащегося путем перехода от субъект-объектного взаимодействия на занятии к более объектному, расширять творческий потенциал, повышать эффективность труда учащихся.
Учителю же ИКТ помогают повысить общую информационную культуру. К тому же, именно эти инновационные технологии обучения включают в себя применение практики проектирования различных видов, что должно в еще большей степени оптимизировать процесс обучения и создать новые, превосходящие своею эффективностью программы и способы обучения.
Личностно-ориентированные инновационные педагогические технологии действительно позволяют развиваться личности ребенка, лучше усваивать необходимый материал и развивать творческий потенциал в предметной деятельности.
Информационно-аналитическая инновационная деятельность в школе действительно мотивирует на наименьший уровень неподготовленности среди учителей, на стремление усовершенствовать программы и проекты образовательного процесса, выбирать более совершенные способы обучения, более креативные методы обучения в школе.
Анализ и диагностика при тестировании в технологиях мониторинга интеллектуального развития помогает выявить недостатки в усвоении материала, «белые пятна» в знаниях учащихся по предмету и в дальнейшем устранить их.
Воспитательная инновационная деятельность в школе помогает духовно ориентировать личность в направлении созидания согласно гуманистической направленности образования, сформировать патриотическое сознание и развить навыки организации.
Дидактические инновационные методы обучения помогают, в первую очередь, усвоить материал согласованно с личностно-ориентированной технологией. Различные способы подачи материала воздействуют на все возможные образы его восприятия и усвоения у того или иного ребенка. Также присутствует смена деятельности, значительно обостряющая внимание во время работы.
А психолого-педагогические инновационные технологии обучения помогают учащемуся самому научиться оценивать свои силы и качество своей деятельности.
Положительные стороны инновационных технологий неоспоримы и их правильная реализация непременно ведет к колоссальным достижениям в системе образования.
Инновационные методики обучения помимо положительных сторон содержат и минусы, видимые, как правило, при их реализации на практике.
ИКТ – прекрасная технология в совершенствовании системы образования, но на практике далеко не всегда и не везде она повышает мотивацию к изучению других предметов, скорее наоборот, - ребенок переориентирует себя только, чаще всего, на предметы с применением ИКТ и на те, где они незаменимы. И зачастую ребенок останавливается именно на технической базе предмета, а не на его сути. Эффективность труда ИКТ повышают только на первых порах своего внедрения, при заинтересованности учащихся новыми видами деятельности. На данный момент эти некогда инновационные технологии обучения становятся все более привычными и ставятся в один ранг по эффективности с традиционными.
К тому же, известные нам практики проектирования при реализации обернулись дополнительной бюрократической зависимостью и меньшим уделением времени самому образовательному процессу. Абсолютно все, в том числе и инновационные школы, большую часть времени вынуждены заниматься выбором или составлением, организацией и систематизацией программ и учебных планов согласно внедренному принципу вариативности в ущерб самому образовательному процессу, проще говоря, на общение с детьми остается все меньше времени.
Личностная же ориентация и обеспечение комфортности образовательного процесса для ребенка обернулась значительным падением авторитета учителя в глазах учащегося, так как «бесконфликтность» процесса подразумевает под собой и устранение многих форм «наказания»: от оставления на повторный год обучения до неудовлетворительной отметки в журнале. Запрещен даже красный цвет ручки учителя в дневнике учащегося как «травмирующий психику». На самом же деле красный или любой другой цвет, контрастный цвету ручку ученика, призван только заострять внимание на нужных записях и мобилизовать психику к устранению отрицательных замечаний и отметок.
Организация же проверок и аккредитаций образовательных учреждений отделами образования на практике превращают учебный процесс в своеобразную «чехарду» педагогов и учеников: вместо процесса познания, качественно выполняются только бюрократические обязательства.
А так как дидактические современные методики обучения направлены, в основном, на самостоятельную работу, учащиеся могут до конца не усвоить материал или сделать неверные акценты на изучаемом и, как следствие, выбрать неверное направление в его освоении.
Что же касается системы портфолио в психо-педагогической технологии, то здесь оценка своей деятельности ребенком может стать совсем неточной и не соответствовать действительному качеству работы. К тому же, ведение портфолио занимает время, и из-за этого страдает учебный процесс.
Сегодня инновационная школа не несет в себе элемента необычности. Ведь практически каждое учебное заведение может похвастаться своими инновационными технологиями. Но стоит ли слепо следовать этим путем?
Инновационные процессы в образовании, конечно, направлены на продуктивное его развитие, подразумевающее вхождение в мировое образовательное пространство, что, конечно, необходимо, но оно не предполагает освоение предметных знаний как таковых, а нацелено на развитие способностей, необходимых успешной личности, свободно овладевающей и ориентирующейся в современной бизнес-практике.
Комментарии
Добавить комментарий