Классный час – это воспитательная работа, являющаяся неотъемлемой частью учебного процесса. Класс – это одна из главных составляющих школы. Именно в классе, благодаря усилиям педагогов, происходит формирование учащихся как личности, проявление их индивидуальности и творческих способностей, налаживание школьниками системы общения со сверстниками.
Классный час является связующим звеном между учителем и учениками. Важность его проведения состоит в том, что в ходе беседы затрагиваются такие аспекты, как проблемы морально-этического характера, духовное становление личности, эстетические вопросы и т. д. В связи с этим, учителю необходимо ответственно подходить к проведению классного часа и выбору для него темы. Темы классных часов определяются исходя из уровня развития, интересов и психологического портрета класса.
Классный руководитель выполняет функции воспитателя и организатора деятельности школьников. Он выступает в роли советчика, помогает ученикам справляться с такими проблемами, как, трудности в общении со сверстниками, родственниками или педагогами. Классный руководитель является, в какой-то степени, наставником своих подопечных. Он помогает им учиться налаживать личные отношения со сверстниками и сосуществовать в социуме посредством самовыражения и саморазвития.
При формировании первичного детского коллектива, педагог выступает инициатором общения. Ему необходимо установить тесный контакт с учащимися. Проще всего этого добиться путем создания дружеских отношений с детьми. Классный руководитель у учеников должен ассоциироваться с другом, помощником и покровителем. Нужно научиться определять желания школьников, уметь выяснить суть проблемы, тревожащей их и помочь им от нее избавиться. Наладить отношения с детьми проще всего посредством активного общения с ними и совместного участия в различных мероприятиях.
Важное место в становлении школьного коллектива и развития детей как личности, является внеурочная деятельность школьников со своим классным руководителем. К такому виду взаимодействия можно отнести классные часы. Так как они, как правило, в отличие от уроков, преподносятся школьникам в более свободной форме, отличаются изучением интересной и актуальной для них информации, то и воспринимаются ими как свободное неформальное общение со своим руководителем, а не как еще один урок.
Классный час – это период времени, в течение которого ученики, с помощью определенных усилий и действий педагога, занимаются каким-либо видом деятельности, результат которой направлен на развитие их нравственных ценностей, а также на улучшение их адаптации в социуме.
Обычно классный час проводится еженедельно. Длительность его зависит от выбранной учителем темы. Если тема не очень обширна, то общение с детьми может ограничиться 15-20 минутами. Если предмет изучения затрагивает многие аспекты, то для его раскрытия понадобится больше времени и классный час может длиться как полноценный урок. Как правило, он проходит в форме лекции или беседы, но иногда его можно разнообразить такими видами воспитательной работы, как викторина, конкурсы или игры.
Отличие стандартного классного часа от тематического классного часа заключается в том, что последний проходит не просто в форме неформального общения, а посвящен определенной теме. Такой вид общения классного руководителя и учеников является наиболее эффективным, так как в ходе тематического классного часа школьники получают информацию узконаправленного характера.
При выборе темы классного часа желательно учитывать пожелания детей. Можно, посовещавшись с учениками и их родителями, составить план тем классных часов на весь учебный год. В зависимости от темы и цели классного часа, преподаватель выбирает методы для его проведения. Одним из главных обстоятельств, определяющих тематику и метод проведения общения учеников с руководителем, является возможность реализации и утверждения их как личности.
Добавить комментарий