Гармоничное развитие ребёнка - очень важная задача, как для родителей, так и для педагогов и воспитателей дошкольных учреждений, а также детских развивающих центров и клубов. Это большой вклад в счастливое и успешное будущее детей.
Мало что может оказаться важнее и интереснее для ребенка, чем игра. Это – познание нового, радость общения, творчество. Игра – источник развития необходимых личностных качеств. Игра формирует правильное поведение, активизирует познавательные процессы, развивает воображение, создает образное мышление. В игре ребенок принимает и воссоздает различные действия взрослого и получает опыт общения.
Игра приходит в жизнь малыша с самого раннего детства. Уже годовалые малыши в своих играх стремятся подражать действиям взрослых. Позже игры становятся более разнообразными, сложными. Все свои ощущения и переживания малыш обращает на игрушки, и из этого процесса много можно узнать о его обычной жизни и о его душевном состоянии. Все, чего добивается человек в жизни, обучении, общении, творчестве – все берет истоки в детской игре.
Игра – это способ обучения, подготовка к «взрослой жизни». Малыш учится взаимодействовать с внешним миром. Все, что он узнает в игре – станет фундаментом для дальнейшей жизни.
Рекламируемые современные развивающие игры не всегда отвечают требованиям возраста и интересам ребенка. Поэтому далее мы попытаемся разобраться, как правильно подобрать развивающие игры для детей.
Развитие ребёнка происходит ежедневно: во время прогулок и похода в гости, во время наблюдений за взрослыми и самостоятельных игр. Но кроме этого существует множество целенаправленных интересных развивающих игр для детей дошкольного возраста, составленных с учётом их возрастных особенностей, которые направлены на развитие мелкой и крупной моторики рук, а также на развитие мышления, внимания, памяти, речи, слуха. Многие из них можно проводить как с одним ребёнком, так и с группой детей.
Развивающие игры для детей дошкольного возраста желательно проводить в первой половине дня или после полдника. Если детей в группе много, то лучше разделить их на подгруппы. Для детей младшего дошкольного возраста в играх допускается участие 5-6 человек. С детьми постарше в играх можно задействовать и большее количество - 10-12 человек. Места для проведения и организации детских развивающих игр должно быть достаточно. Весь нужный материал и атрибуты необходимо приготовить заранее. Нельзя проводить слишком много игр подряд. Достаточно провести 2-3 развивающие игры для детей дошкольного возраста в день с небольшими перерывами между ними. Играть с детьми можно не только в группе, но и на улице.
В тазик или вместительное ведёрко необходимо насыпать различные крупы, сухой горох, макароны разной формы. Всё это перемешать и закопать внутрь мелкие игрушки от киндер-сюрприза или фигурки животных так, чтобы их не было видно. Воспитатель по очереди приглашает детей на поиски спрятавшихся игрушек. Детям предлагается, не глядя, на ощупь, вытаскивать игрушки и называть их. Играют в эту игру до тех пор, пока все дети не выполнят задание. Игра развивает мелкую моторику, одновременно производя массаж пальчиков и ладошек, а также мышление, наблюдательность, память и речь. Рассчитана она на детей от 2 до 5 лет.
Для игры необходимо приготовить пластмассовые шарики из сухого бассейна четырёх цветов: красный, жёлтый, зелёный и синий, а также четыре обруча. Шарики разбрасывают по центру группы. Играют по 4 человека. Задача заключается в том, что каждому ребёнку нужно быстро собрать в обруч шарики определённого цвета. Необходимо не только собрать шарики правильного цвета, но и выполнить это быстро. Затем шарики в каждом обруче можно посчитать всем детям вместе. Игра развивает внимательность, мышление, память, ловкость и координацию движений, помогает запомнить основные цвета, улучшает координацию. Подходит для детей от 3 до 6 лет.
Для этой игры нужно приготовить любые детские музыкальные инструменты. Например, барабан, колокольчик, бубен, дудочку, маракас, трещотку, металлофон. Показать их заранее детям, продемонстрировать их звучание. Во время проведения игры спрятать инструменты за ширму и поочерёдно проиграть на них звуки. Задача детей – отгадать, какой инструмент звучит. Игра развивает музыкальный слух и память, внимание, мышление, восприятие, расширяет кругозор. Рассчитана она на детей от 4 до 7 лет.
Для игры понадобиться любая новая для детей сказка. Нужно прочитать её всей группе детей, затем попросить детей рассказать сказку кукле или мишке таким образом: воспитатель начинает читать начало предложения из сказки, а дети вместе должны закончить его правильно. И так, пока не будет рассказана вся сказка. Игра прекрасно развивает память и внимание, сосредоточенность и усидчивость, речь. Подходит для детей от 4 до 7 лет.
Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие на лесную полянку. Детям нужно будет придумать, какого зверя они хотели бы там увидеть. Все водят хоровод, но на слово воспитателя «стоп» выходит в центр круга любой ребёнок и изображает задуманного им лесного зверя. Всем остальным нужно постараться отгадать, что же это за зверь, и тоже превратиться в него и всем вместе изобразить. Животных желательно не повторять и играть до тех пор, пока каждый ребёнок не покажет своего зверя. Игра развивает фантазию, воображение, речь, координацию движений, помогает раскрепоститься скромным и застенчивым детям. Подходит она для детей от 4 до 7 лет.
Дети становятся в круг, воспитатель с мячом в центре. Выбирается любая тема, например, «Домашние животные», «Одежда», «Мебель», «Посуда». Воспитатель по очереди бросает мяч каждому ребёнку, который должен правильно подобрать слово, подходящее к заданной теме. Тот, кто ошибся с ответом, выходит из игры. Игра развивает сообразительность, внимание, память, речь, мышление. Рассчитана она на детей от 4 до 6 лет.
Для проведения игры необходимо на асфальте мелом нарисовать круги-гнёздышки. Под звучание бубна дети превращаются в птичек и летают врассыпную по поляне. Как только бубен замолкает, нужно быстро занять место в гнёздышке. Кто не успел – выбывает из игры. Разнообразить игру можно, превращаясь то в лягушек, которым нужно прыгнуть в своё болото, то в зверей, спешащих в норку. Игра развивает координацию движений, внимательность, сообразительность, воображение. Подходит она для детей от 2 до 4 лет.
Развивающие игры для детей дошкольного возраста позволяют не только разнообразить познавательную деятельность детей, но и совершенствуют их способности и навыки, раскрывают таланты, помогают усвоить правила взаимоотношений, развивают интеллект. Занимаясь с детьми дома или в детском саду, стоит помнить, что играть с ними нужно весело, эмоционально и обязательно в приподнятом настроении, легко и непринуждённо знакомя с правилами игры. Тогда развивающие игры принесут несомненную пользу ребёнку.
Добавить комментарий