В российском обществе на сегодняшний день основополагающей идеей среднего образования является идея развития. Школа является одним из важных факторов формирования личности, поэтому она должна быть основой развития российского общества, что невозможно без постоянной модернизации.
Развитие школы осуществляется путем введения новшеств. Одним из направлений по разработке и применению инноваций являются образовательные (педагогические технологии).
Актуальность использования педагогических технологий
- Современные образовательные технологии в школе достаточно легко вливаются в общий образовательный процесс в условиях классно-урочных занятий и никак не изменяют установленные стандарты образования;
- Проникая в реальный процесс обучения, такие технологии помогают достичь поставленных целей по определенному предмету;
- С их помощью беспрепятственно осуществляется гуманизация образования и применяется личностно-ориентированный подход;
- Образовательные технологии помогают детям развиваться интеллектуально, учат самостоятельности, доброжелательности в отношениях с учителем и со сверстниками;
- Особенностью педагогической технологии является ее индивидуальный подход к развитию личности и его творческих способностей.
В педагогике дается несколько определений образовательной технологии. Суммируя и анализируя их, можно сделать вывод о том, что современные образовательные технологии в школе – это совокупность определенных действий учителя, направленных на достижение поставленной цели в рамках избранного им метода.
Сущность педагогической технологии составляют:
- определение конкретных целей обучения;
- дифференциация содержания;
- организация учебного процесса наилучшим образом;
- средства, методы и прием обучения;
- профессионализм педагога;
- объективная оценка результатов.
Признаки образовательной технологии:
- Экономичность. За небольшой промежуток времени педагог должен достигнуть по средствам своего труда поставленные цели. Это будет оценкой качества педагогической системы.
- Современные образовательные технологии в школе предполагают гарантированное достижение целей и эффективности работы по обучению.
- Педагогической технологии принадлежит идея воспроизводимости, которая заключает в себя последовательность, целостность, проецирование и управляемость.
- Возможность коррекции позволяет вернуться и изменить заданный курс на четкое выполнение поставленной цели.
- Визуальный контакт предполагает использование дидактического материала и наглядных пособий, а также специальной техники для оптимизации учебного процесса.
Наши современные условия жизни дали толчок для появления и развития большого количества личностно-ориентированных педагогических технологий.
Популярные современные образовательные технологии в школе:
- Традиционные технологии. Их основой является способ обучения, построенный на объяснении материала с помощью иллюстраций. Учитель особое внимание отводит изложению новой информации, которая подается в форме монолога. Следствием такого обучающего процесса является низкий уровень навыков общения учеников, что ведет к неумению выстроить полноценный развернутый ответ, используя собственное мнение. Плюсом такой технологии является четкая организованность, системность в процессе обучения, применение наглядного материала.
- Игровые технологии. Они являются эффективным средством для организации взаимодействия учителя с учениками во время урока, возникшим еще в древности. В ходе этого процесса ребята играют и обучаются одновременно, что вызывает у них большой интерес. В результате приобретается привычка работать самостоятельно, внимательно слушать, мыслить и запоминать. Учащиеся фантазируют и с легкостью развивают свои навыки, что не вызывает трудностей в усвоении учебного материала.
- Метод проектов. Он возник в первой половине ХХ века и направлен на появление интереса у учеников к определенным учебным проблемам, стимуляцию критического мышления. Он ориентирован на самостоятельность детей. Они сами планируют, организовывают и дают оценку своей деятельности, работая в группах и поодиночке.
- Метод обучения в сотрудничестве. Он предполагает коллективную организацию учебного процесса. Дети трудятся в группах или в парах, используя различные средства обучения. В результате такой деятельности ребенок тренирует память, развивает логическое мышление, работает в индивидуальном темпе, систематизирует полученные знания, берет ответственность за всю группу.
- Дифференцированный метод обучения. Данный процесс подразумевает личностно-ориентированный индивидуальный подход к учащимся, где основной задачей является раскрытие способностей каждого.
- Тестовые технологии. Их применяют для детей с 5 класса и особенно широко для 9 и 11 класса, чтобы выявить итоговый уровень знаний. Такой вид обучения в основном ориентирован на устное выполнение заданий от простых к более сложным.
- Информационные технологии. Это весь спектр компьютерных возможностей и использование других технических средств на уроках в средней школе. В настоящее время широко используются мультимедийные презентации, как учителем для объяснения нового материала, так и учащимися для демонстрации своих разработок, выводов и творческих работ по теме.
Следует отметить, что все технологии тесно связаны друг с другом и учитель может их комбинировать в своем методе преподавания.
Таким образом, современные образовательные технологии в школе могут повысить эффективность обучающего процесса, воспитать полноценную, всесторонне развитую личность и решить другие задачи, стоящие перед образовательным учреждением в нашем обществе.
Автор статьи: Ушакова Юлия Владимировна
Добавить комментарий