Термин "технология" в применении к процессу обучения стали употреблять как результат проникновения научно-технического прогресса во все области деятельности. Под этим термином подразумевают систему способов влияния учителя на учащихся, а так же их взаимодействия в процессе обучения с использованием определённых средств обучения, которые направлены на достижение спрогнозированного образовательного результата.
На сегодняшний день немало поклонников и противников введения технологизации в творческий, индивидуальный и достаточно интимный процесс обучения. Однако все соглашаются, что такие педагогические технологии как технология сотрудничества и развития критического мышления, технология развивающего обучения дают высокий результат по всем критериям, которые выдвигает педагогическая наука к организации процесса обучения, а так же значительные преимущества перед обучением строящемся на основе только методики:
Среди современных педтехнологий технология развивающего обучения имеет наиболее обоснованную с точки зрения педагогической науки базу. Требованиям понятия технология соответствует как её структура, состоящая из концептуальной основы, смыслового компонента обучения, самого процесса технологии, так и соответствие основным принципам дидактики:
Технология развивающего обучения состоит из нескольких систем обучения таких как система Л. В. Занкова и Д. Б. Элькониной – В. В. Давыдова, технология саморазвития личности Г. К. Селевко и система развивающего обучения с вектором на развитие творческого потенциала личности Г.С. Альтшуллера, еще несколько авторских систем, но они объединены новым активно-деятельностным подходом в обучении, в отличие от традиционного объяснительно-иллюстративного.
Системность и единство содержания, изучение учебного материала с высокой степенью трудности, высокий темп продвижения, осознанная мотивация, вариативность, индивидуализация, применение метода получения общего знания на основе отдельных данных, проблематизация содержания и включение в процесс обучения рационального и эмоционального мышления - концептуальная основа системы Л. В. Занкова.
Для технологии развивающего обучения Д. Б. Элькониной и В. В. Давыдова характерно построение учебного процесса на содержательной стороне учебного материала, в который могут быть включены общие понятия науки во взаимосвязи с причинно-следственными связями и закономерностями, и фундаментальными основополагающими единичными представлениями, а так же понятийный аппарат для построения абстрактной архитектуры внутренних связей и теоретических образов.
В своём видении развивающего обучения Г. К. Селевко поставил в основу, кроме удовлетворения познавательной потребности ребенка, ещё и потребности связанные с саморазвитием личности:
Развивающее обучение по технологии Г. С. Альтшуллера – это система из задач решающих вопросы технического творчества и теории решения изобретательских задач с целью формирования системного творческого мышления ребенка.
Все представленные педагогические развивающие технологии объединяют позиции учителя и ученика. Для ученика учитель это деловой компаньон, старший наставник, знающий более высокую истину, который дает ему свободу выбора и возможность самоопределения. Дидактическими идеями технологии развивающего обучения являются организация изучения учебного материала на высоком темпо-уровне трудности, идея инициирования рефлексии учащихся, принцип зоны ближайшего развития. Высокий уровень и темп учения позволяют учителю объединять учебный материал в крупные теоретические блоки с приоритетом отработки практических умений и навыков обучаемых. При этом постоянное формирование навыков рефлексии помогает ученикам в осмыслении собственных действий, способов учебной деятельности в зависимости от результатов. Психологические подходы в технологии развивающего обучения реализуются через создание зоны ближайшего развития.
Технология развивающего обучения за последнее время заняла прочное место в среде систем педагогики.
Автор статьи: Левчук Марина Владимировна
Добавить комментарий