Задача родителя и учителя – познакомить ребенка с миром, его законами. Нужно приблизить большой и сложный мир к детскому восприятию, сделать сложную загадку понятной и доступной. Взрослому необходимо просто и интересно рассказать о сложном.
Представить планеты солнечной системы ребенку достаточно трудно. Это уже требует начала абстрактного мышления, ведь ребенок должен попробовать оперировать тем, чего он не видит и что вовсе не похоже, на тот мир, с которым он знаком в своем опыте. Но трудолюбие взрослого всегда будет достойно вознаграждено любознательностью пытливого детского ума: подобный рассказ поможет ребенку вместе со взрослым поупражняться в логических связях, приблизит к пониманию закономерностей окружающего мира.
О чем же нужно помнить для того, чтобы рассказ был ребенку понятным и интересным?
Ребенку бывает сложно отвлеченно представить даже знакомые предметы, а что касается вещей, с которыми в непосредственном опыте он вовсе не знаком, такие как планеты солнечной системы, то здесь задача почти непосильна для детского мышления. Необходимо обеспечить максимальную конкретность и наглядность. Все, с чем вы хотите познакомить ребенка, должно быть представлено в окружающем его мире и доступно для непосредственного зрительного и тактильного восприятия. Когда речь пойдет о солнечной системе, придется обзавестись шарами разного размера, фонариком, фольгой, проволокой и всем-всем на что только хватит вашей фантазии.
Используйте разные шары, иллюстрируя разные планеты солнечной системы. Покажите разницу в размерах: как отличается детский мячик от маленькой горошины, ведь именно так отличаются размеры Солнца и Земли. Фонарик поможет вам объяснить смену дня и ночи. Попробуйте, вращая шар и светя на него, попросить ребенка отгадать с какой стороны шара ночь, а с какой - день.
Фольга поможет вам ответить на вопрос ребенка, почему ночью «светит» луна. С помощью проволоки вы можете познакомить маленького ученого с орбитами планет.
В своих объяснениях всегда стоит опираться на то, что ребенок уже знает, с чем он знаком из своей повседневной жизни. Поэтому рассказ о солнечной системе стоит начинать с Солнца, которое ребенок видит каждый день и считает неотъемлемой частью окружающего мира. Терпеливо объясните ребенку, как соотносятся Солнце, Луна и Земля. Это самые простые для ребенка элементы этой головоломки. И постепенно добавляя орбиты и шары, выстраивайте все планеты солнечной системы. Каждый раз задавайтесь вопросами: «Что ребенок об этом уже знает?» и «На что это похоже?».
Также акцентируйте внимание на очевидных для вас мелочах: соотношение размеров, веса, скорость движения. Иллюстрируйте все это наглядным материалом.
Не помешает найти подборку интересных видео о космосе. Для ребенка это будет совершенно новый захватывающий мир. И настоящим праздником станет экскурсия в планетарий!
Ведущей детской деятельностью является игра. Именно в игре ребенок познает мир. Поэтому не нужно запрещать ребенку играть, когда у вас по плану серьезный «взрослый» урок. Вы должны взять игру себе на вооружение, ведь не стоит бороться с детским естеством. Дайте ребенку вдоволь наиграться с вашими «планетами». Когда яркие и новые разноцветные шары перестанут отвлекать ребенка, он с интересом выслушает ваш рассказ. Используйте детское воображение и дайте ему полностью проявиться. Придумайте с ребенком волшебную историю о планетах: как живут планеты, с кем они дружат, а с кем нет.
Используйте детское творчество. Вы можете создать вместе с ребенком планеты солнечной системы у себя дома! Это будет не только увлекательно, но и познавательно. Смастерите вкладыши, раскраски, головоломки для ребенка. Это поможет сделать процесс обучения не только увлекательным, но и легким, понятным ребенку.
Сделайте несколько комплектов карточек с изображениями планет. Познакомьте ребенка с ними, предложите выбрать загаданную карточку среди других. Второй комплект разрежьте пополам и отгадайте с ребенком, где чья половина. Придумайте короткие истории о планетах и предложите отгадать планету по описанию. Можно создать рисованные лабиринты с поиском дорожки к нужной планете. Введите в рассказ фантастических космических персонажей, которые облегчат запоминание названий планет.
Используйте ваше знакомство с планетами для развития детского внимания, наблюдательности и фантазии.
Ребенок непосредственен и искренен. Важно поддерживать его в этом. Разделите неподдельное удивление новому и радость от творческих успехов. Поддерживайте эмоции ребенка и ни в коем случае не осуждайте его за них, как за несдержанность. Именно эмоциональная яркость и насыщенность поможет хорошо усвоить материал.
Будьте искренни с ребенком. Если вы не знаете ответа на какой-то из его вопросов, обязательно скажите об этом. Ведь теперь вы можете поиграть в Шерлоков Холмсом и вместе искать разгадку новой тайны. Важно подпитывать и поощрять любознательность ребенка, именно она поможет ему учиться легко и с удовольствием.
Запаситесь терпением и фантазией и планеты солнечной системы перестанут быть для ребенка чем-то далеким и непонятным, а ваше занятие станет увлекательным и познавательным!
Автор статьи: Ткаченко Юлия Юрьевна
Добавить комментарий