Характеристика – это документ, содержащий отзыв о человеке, описание его отличительных свойств, достоинств и недостатков.
Характеристика на ученика начальной школы представляет собой оценку показателей психического развития школьника. Она позволяет сформировать подробное и структурированное представление об ученике.
Классный руководитель должен как можно более объективно отнестись к составлению этого документа, не допуская предвзятости при оценке личности ученика. Сравнение характеристик за несколько лет обучения позволит педагогам и родителям сделать выводы о динамике развития личности, познавательных процессов и социальных навыков школьника.
Точная подробная характеристика на ученика, заканчивающего начальную школу, позволит педагогам средних классов не тратить дополнительное время на длительное знакомство с особенностями его познавательных процессов, черт личности и поведения. Кроме того, характеристику необходимо предоставлять при переходе ребенка в другое учебное заведение.
Характеристика на ученика начальной школы пишется в свободной форме на бумаге формата А4 или фирменном бланке учебного учреждения.
После указания наименования документа располагается текст характеристики. Он обычно содержит следующие сведения:
1. Информация общего характера. Сюда можно отнести фамилию, имя и отчество ученика, его возраст (дату рождения); сведения о родителях, их ФИО, место работы, адрес проживания; сведения о других членах семьи, проживающих вместе с учеником.
2. Информация о здоровье ученика. Здесь следует отразить сведения о физическом состоянии, имеющихся патологиях, травмах, хронических заболеваниях, ограничениях в физической нагрузке. Описать отклонения от нормы в росте или весе, состояние зрительного и слухового анализатора. Если ребенок занимается спортом, описать его успехи.
3. Информация об интересах и предпочтениях ребенка. Данный пункт содержит информацию о любимых предметах и хобби ученика, его увлечениях, занятиях в свободное время, посещаемых кружках и студиях.
4. Показатели интеллектуального развития:
а) оценка работоспособности (по степени утомляемости учащегося в конце урока и/или учебного дня);
б) оценка качеств восприятия - скорости, объема, полноты, точности, осмысленности;
в) оценка качеств мышления – гибкости, самостоятельности, инициативности, глубины, быстроты, оригинальности, критичности и последовательности в решении задач; особенности анализа и синтеза, обобщения и конкретизации, уровня развития мышления, уровня усвоения понятий, умения находить причинно-следственные связи; понимания главного в тексте, сюжете; способности делать самостоятельные выводы.
г) оценка памяти – объема, скорости, точности, готовности, прочности; особенности запоминания различных видов материала; объема запоминания; использования разных приемов запоминания; наличия и особенностей логической (смысловой) памяти; преобладающего типа памяти;
д) оценка внимания – устойчивости, переключаемости, распределения;
е) оценка речи – богатства, чистоты, уместности, логичности, точности, правильности и выразительности; темпа и ритма речи; наличия дефектов произношения, особенностей голоса; эмоциональной окраски речи; запаса слов; особенностей активного и пассивного словаря, грамматического строя речи; состояния повествовательно-описательной и диалогической речи, письменной речи.
5. Показатели социального развития (коммуникабельность, дружелюбие, общительность, склонность к одиночеству, замкнутость; особенности взаимоотношений с детским коллективом и педагогами, место и роль в детском коллективе).
6. Показатели эмоционально-волевой сферы (преобладающее настроение, глубина, устойчивость чувств, эмоциональная возбудимость, аффективные вспышки, волевые проявления).
7. Поведенческие показатели (степень самоконтроля, произвольность психических процессов, наличие девиантных проявлений, поведение в стрессовых обстоятельствах, степень соблюдения правил поведения в школе; особенности поведения в учебной, игровой и трудовой деятельности).
8. Общеучебные умения и навыки (выполнение устных инструкций, работа с учебным материалом; составление плана деятельности и работа по нему; объяснение и комментирование учебных действий; умение оценивать свою работу, отношение к оценке учителя).
9. Педагогические выводы и рекомендации (степень готовности ученика к переходу в среднюю школу).
В зависимости от запроса, характеристика на ученика начальной школы может быть составлена как в расширенном, полном виде, так и в краткой, сжатой форме.
Автор статьи: Берсенёва Екатерина Александровна
Добавить комментарий