Личность ребенка формируется с первых лет его жизни. В связи с этим особо актуальным в современном мире становится правовое воспитание дошкольников в ДОУ.
Содержание:
Главная задача государственной политики в области детства заключается в защите прав и интересов детей, создании оптимальных условий для гармоничного развития подрастающего поколения.
Неотъемлемой частью существования демократического государства является правовая культура общества в целом и каждой конкретной личности в частности.
Ребенок должен в будущем стать таким гражданином своей страны, который будет знать свои права и обязанности в различных сферах жизни, уметь отстаивать свои интересы. Уважение и толерантность по отношению к другим людям, уверенность в себе – эти качества также необходимо воспитывать в детях. И начинать этот процесс желательно задолго до школьного обучения.
Для начала необходимо определить, что же означает данный вид воспитания?
В самом общем понимании правовая культура и правовое воспитание человека включают в себя поступки и поведение в различных, иногда форс-мажорных обстоятельствах.
Именно правовой культурой определяется способность личности жить в соответствии с нравственно-правовыми нормами общества, общаться с людьми, решать возникающие проблемы.
Правовое воспитание детей дошкольного возраста носит скорее подготовительный и ознакомительный характер. В силу своего возраста дошкольники способны к восприятию общей информации о своих правах.
Педагоги и воспитатели должны опираться на ряд принципов:
Правовое воспитание в детском саду осуществляется посредством совместных действий ребенка и воспитателя и включает в себя три компонента:
Это означает, что организатор занятия с детьми вначале в доступной форме, с учетом жизненного опыта детей, дает им информацию. Затем моделируется игровая ситуация, в которой можно применить полученные знания. Далее воспитатель должен наблюдать, как дети самостоятельно переносят новые знания в практику, и при необходимости корректировать их действия.
Грамотно организованное правовое воспитание в ДОУ включает в себя методы и виды работ, наиболее подходящие каждой конкретной возрастной группе. Мероприятия в младших и старших группах детского сада должны различаться по своему содержанию.
Для малышей подойдут занятия, связанные с темой семьи. В результате малыши получат представление о семье, о своей роли в ней, о любви родителей и детей. В занятии могут использоваться потешки, пальчиковые игры.
Сейчас издано много книг о родительской любви, об отношениях с родителями, возрастная аудитория которых «1+»:
Анализ сюжетов подобных произведений поможет осознать ценность семьи. Также уместно будет провести беседы о семейном благополучии. Такие книги подойдут для работы с детьми любого возраста.
Для детей постарше наиболее популярными и широко используемыми являются ролевые и дидактические игры, направленные на развитие способности к коммуникации, эмпатии, толерантности и эмоциональной сферы в целом. В результате ребенок видит, как смотрятся со стороны его поступки, какие чувства он вызывает у одногруппников.
Хорошие результаты приносят беседы об известных сказочных героях, ситуациях. В работе со сказками воспитатель должен быть особо внимателен. Часто события в таких произведениях могут пониматься детьми иначе, чем взрослыми. Нужно ставить детей на место героя, задавая вопросы, как бы он себя повел, например, если бы поймал говорящую щуку или золотую рыбку.
Обязательно проводить сюжетно-ролевые игры, формирующие способность к бесконфликтному общению, умение договариваться. Можно разыгрывать ситуации, связанные с обидой, гневом, непониманием, радостью, счастьем, дружбой. Главное, чтобы дети усвоили необходимость вежливого поведения и поняли особенности проявление различных эмоций.
Можно провести игры на тему:
Помимо устных занятий, очень полезны творческие уроки. Рисование, создание открыток, плакатов, лепка, создание декораций – задания вполне доступные для дошкольников.
Большое внимание должно быть обращено на поддержание и укрепление физического и психологического здоровья детей каждой возрастной группы.
Воспитание таких качеств личности, как правовое сознание и культура являются основой для формирования правовой компетентности человека.
Залогом становления такой личности становится правовое воспитание дошкольников, так как именно в этом возрасте закладывается характер, начинают вырабатываться привычки. Ведь всем известно, что легче и логичнее изначально учить правильно, чем переучивать в дальнейшем. И главное, делать это нужно вовремя.
Примечание
В настоящее время на защите прав детей стоят три международных документа:
В России права ребенка также изложены в следующих документах:
Добавить комментарий