Часто при подготовке ребенка в школу в суматохе беготни по магазинам, за нервотрепкой по сбору документов необходимых для поступления и т.д., родители забывают о более важных проблемах дошкольника. В частности о неумении читать и писать. Разумеется, и тому, и другому научат в школе, а иначе, зачем туда посылать детей? Но вот в первый же год обучения у многих учеников возникают трудности с чтением и письмом. Как же определить, что за этим кроется: ребенок просто не может сосредоточиться или это признаки дисграфии?
Дисграфия и дислексия у школьников явление не редкое. И если несколько десятилетий назад такие отклонения было принято считать заболеванием, то сегодня установлено, что причиной того, что дети не в состоянии правильно читать и писать является нарушений функции мозга. Однако не надо делать из этого трагедию, и думать, что ваш ребенок имеет нарушения в психическом развитии. Совсем нет, с развитием ребенка все в порядке, просто его мозг не всегда способен адекватно различать буквенные символы и звуки.
Несомненно, дисграфию у детей школьного возраста необходимо лечить, в противном случае ребенок будет значительно отставать в развитии от сверстников. Но прежде чем приступать к лечению, нужно убедиться, что проблемы с чтением и письмом являются следствием именно дисграфии, а не простой невнимательности. Если родители замечают, что ребенок очень медленно пишет, пропускает или путает буквы, допускает много ошибок, то лучше не откладывая проконсультироваться с врачом-специалистом. Однако с полной уверенностью дисграфия у школьников может быть диагностирована только к концу второго года обучения в школе.
Проявления дисграфии у школьников могут быть различными. Наиболее часто у детей встречаются случаи акустической и оптической (зрительной) дисграфии. При акустической дисграфии вследствие нарушения восприятие звукового образа ребенок путает похожие или близкие по звучанию буквы. В результате при письме появляются ошибки, связанные с заменой одного звука другим, сходным.
Нарушение зрительного восприятия букв является проявлением другого, оптического типа дисграфии у школьников. Каждый символ, обозначающий определенный звук – буква, несут в себе вполне конкретное значение. В результате эволюции в мозгу человека сформировалась определенная область, в функции которой входит запоминание и хранение информации о буквах. Если данная функция по той или иной причине нарушена, то ребенок не в состоянии воспринимать и распознавать буквы, а также путает и смешивает похожие. Именно по этой причине ему будет трудно запомнить и правильно скопировать букву. Кстати, зеркальное написание букв иногда также является признаком дисграфии.
Дисграфия у школьников достаточно частое явление, но и его можно предотвратить. Надо знать, что истоки дисграфии могут скрываться в нарушениях в период внутриутробного развития плода. Также мамам надо обратить внимание на поведение ребенка в садике и дома. Сплошь и рядом у родителей не хватает времени на занятия с детьми или они попросту не хотят заниматься с ними. А ведь даже простые разговоры чрезвычайно важны для малыша.
Чаще всего весь разговор между мамой и ребенком сводится к вопросам о том, был ли он послушным в садике, не капризничал ли и т. д. При этом мама уже изначально знает, что ответит малыш и даже не слушает его и уж тем более не старается расспросить. Поэтому дети разговаривают мало и делают при разговоре много ошибок. Как следствие – замедление развития слухового и речевого центров мозга.
Так как дисграфия у школьников явление не редкое, то с таким детьми необходимо заниматься дополнительно. Разумеется, когда ребенок уже учиться в школе, бороться с дисграфией труднее. Поэтому еще в дошкольном возрасте родителям следует уделять занятиям с ребенком много времени. Посоветовать действенные методы занятий, соответствующие каждому конкретному случаю дисграфии и назначить подходящую для ребенка коррекционную программу может логопед.
Родителям необходимо запастись терпением и помнить, что устранение дисграфии дело непростое и потребует много сил и времени. Однако используя различные речевые игры, складывая слова из букв нарезной азбуки и другие приемы, можно добиться неплохих результатов и навсегда избавить ребенка от дисграфии.
Комментарии
Добавить комментарий