В настоящее время для раннего развития детей успешно применяются многие программы. В этой статье остановимся подробнее на двух системах занятий с детьми от года до трёх: обучение в свободной деятельности (в основном – по системе Монтессори) и обучение в организованных играх и упражнениях (комплексные занятия).
Некоторые центры пробуют совмещать эти два вида обучения, но поскольку они достаточно разные по своим целям и предполагаемому результату, мы рассмотрим их отдельно.
Эта методика уже известна не только профессионалам. Записывая своего ребёнка в центр развития, многие родители интересуются, будут ли использоваться на занятиях принципы этого метода. Стоить отметить, что элементы этого метода в той или иной степени используются при воспитании малыша в любой семье. В любом доме есть какой-либо ящичек с отверстиями, в который можно вставлять различные по форме фигуры, или шнуровки, или баночки с пуговицами и другими мелкими предметами для тренировки пальчиков. Практически у каждого малыша сегодня есть подобные игрушки, а ведь принцип их действия был придуман именно Марией Монтессори.
И даже если ничего из перечисленного у вас вдруг не оказалось, то наверняка у вас дома есть вода, крупа, ложки, миски и бутылочки. Именно из них вы можете создать простейший монтессори-материал, предложив малышу пару ёмкостей, фасоль и ложку, чтобы он мог перекладывать фасоль из одной миски в другую.
Сам же метод предполагает несколько иное. Классические, «правильные», монтессори-занятия поводятся в комнате, которая наполнена множеством специальных материалов и игрушек, поделённых на определённые зоны. Малыш в процессе занятия может брать всё, что ему захочется, свободно передвигаясь по комнате.
Комплексные занятия, в противоположность методу Монтессори, строятся по схеме, включающей в себя конкретные блоки (это может быть развитие мелкой и крупной моторики, начальное речевое развитие, расширение представлений об окружающем мире, занятия музыкой, элементарное творчество и т.д.). Каждый блок содержит определённые задания и игры, предлагаемые малышам. Такой формат занятий похож на тот, что практикуют большинство детских садов. Чтобы занятия были эффективными они должны быть организованы с учётом особенностей возраста, быть гибкими, принимать во внимание множество моментов, среди которых и уровень индивидуального развития, и эмоциональное состояние ребёнка в данный момент.
Очень важно помнить, что произвольность у таких маленьких детей ещё только зарождается и им очень сложно сосредотачиваться на чём-то и целенаправленно прилагать свои усилия. Если занятия ребёнка не увлекают, то он очень быстро теряет интерес к ним. При этом полезны будут только те занятия, к которым малыш проявляет интерес – ни в коем случае нельзя обучать ребёнка до трёх лет чему-нибудь насильно, это приведет к обратному результату и потере интереса к занятиям.
Какую из систем раннего развития предпочесть? Каковы их преимущества и недостатки?
Если для вас важно, вырастить самостоятельного малыша, который может сам выбрать себе занятие – тогда обращайтесь в монтессори-центр. Здесь вашего ребёнка научат уважать желания других детей и держать под контролем свои собственные, когда это необходимо.
Такие занятия предполагают максимально мягкое развивающее воздействие, они позволяют малышу реализовывать собственные интересы в максимально комфортном для него темпе и порядке.
Есть у этих занятий и свои минусы: мало внимания уделяется тому, чтобы обучить ребёнка одновременному выполнению заданий вместе с другими детьми, играть вместе одними игрушками, действовать по четкой инструкции взрослого. Есть риск, что оказавшись после таких занятий в обычном, типовом детском садике, малышу будет очень тяжело привыкать к новым условиям и требованиям, так как там важны именно эти умения.
Если своей главной целью вы ставите опыт пребывания малыша в группе, то обращайтесь в центр, где организуются групповые занятия с детьми. Здесь дети учатся слышать другого, чужого, взрослого, пробуют делать что-то одновременно и вместе с другими детьми, вступают в общение друг с другом, сталкиваются с необходимостью делать что-то по очереди и делиться. А так как всё это происходит, когда рядом мама, то существует мнение, что именно подобный опыт впоследствии способен облегчить малышу адаптацию к детскому саду. Помимо этого комплексные занятия предполагают самые разнообразные формы деятельности: лепка и пальчиковая гимнастика, подвижные игры и конструирование, сюжетная игра и развитие речи.
Даже в тех случаях, когда ребёнок не проявляет активного участия, а занимается чем-то своим или просто наблюдает, он всё равно видит и воспринимает все, что происходит. Бывают случаи, когда малыш не выполняет того, что предлагают на занятии, а дома повторяет отдельные элементы заданий или даже может воспроизвести их полностью.
Минус таких занятий – в условиях организованной группы сложно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Некоторым малышам нужно больше времени на задание, чем отводит преподаватель, а есть и те, кто, наоборот, быстро теряя интерес, требует более частой смены деятельности, чем предусматривает программа. То есть такие занятия ориентированы на некоторые средние возрастные нормы, под которые именно ваше чадо может и не подойти.
Добавить комментарий