Содержание
Существуют различные методики раннего развития детей. Это специальные педагогические системы интенсивного развития ребенка с рождения до 7 лет. Именно до 7-7,5 лет, как определили ученые, растет человеческий мозг и, следовательно, в этот период можно обучить ребенка практически всему: чтение, письмо, математика, игра на музыкальных инструментах, искусство, иностранные языки, гимнастика и т.д.
Сегодня редко можно встретить родителя, который совсем ничего не знает про методики развития детей раннего возраста и никак не внедряет их в жизнь. Кто-то выбирает одну методику и последовательно и систематично применяет ее. Кто-то объединяет пару методик, исключая, по их мнению, лишнее. Кто-то (и таких большинство) берет из всех или многих методик определенные моменты, которые, во-первых, наиболее подходят под характер, темперамент, способности и психологические особенности его ребенка, а во-вторых, применимы и реализуемы в их жизненных условиях.
Пожалуй, самая распространенная на сегодняшний день методика раннего развития детей. Во всем мире и в России, в частности, открыто множество центров, клубов, детских садов и даже школ, работающих по методике Монтессори.
Причем центр этой конструкции – ребенок, вокруг которого по определенным принципам формируется развивающая окружающая среда, где ребенок учится самостоятельно, на своем собственном опыте. А учитель выступает в роли наблюдателя и, при необходимости, помощника.
Особенность методики развития детей по системе Монтессори в том, что она основывается на умениях и интересах детей в определенный возрастной период, и строится так, чтобы ребенок мог сам находить и исправлять свои ошибки, таким образом, учителю не приходится учить или указывать ученику на ошибки. Это способствует развитию чувства собственного достоинства и самостоятельности.
Акцент в системе делается на моторные и сенсорные навыки. К развивающим пособиям по Монтессори относятся всевозможные рамки и вкладыши, цилиндры на подставках, сенсорные мешочки, шнуровки и многое другое. А также многочисленные игры с подручными материалами: крупы, крышечки, прищепки и т.п.
Один из основных принципов: ребенок сам выбирает, чем он хочет заниматься сейчас и в каком объеме, то есть ребенку предлагается полная свобода. Именно с этим связан главный «недостаток» системы: в школе ребенку, воспитанному по системе Монтессоре, будет непросто привыкнуть к дисциплине и ограничениям.
Если методика развития детей по системе Монтессори упор делает на моторику и сенсорику, то Глен Доман, выдающийся американский врач, на зрительный опыт.
Игрушки Доман отвергает, как мешающий обучению фактор. Если у Монтессори ребенок – это активный центр развития, то у Домана – пассивный объект обучения.
Эффективность методики Домана – общепризнанный факт. Данная методика раннего развития детей родилась как средство лечения малышей с травмами мозга. Стимулирование зрения через показ картинок привел к поразительному результату: парализованные дети учились читать, писать, после чего понемногу ползать и ходить.
Однако есть и недостатки у этой методики раннего развития ребенка. Самый очевидный – ее трудоемкость. По задумке Домана родитель должен полностью посвятить себя развитию ребенка, «работать» родителем – создавать бесконечные карточки и показывать их ребенку по определенной схеме. Если воплощать эту методику в жизнь в ее полном объеме, то ни у родителя, ни у ребенка ни на что другое времени не останется. Из этого вытекает второй недостаток методики: ребенок все время развивается, без игры, без развлечений.
Кроме того, по мнению многих специалистов, ребенок получает множество энциклопедических знаний, однако не учится открывать эти знания, осмысливать и использовать информацию. К тому же у многих детей, обучавшихся по этой методики, наблюдается задержка в эмоциональном и социальном развитии.
При этом использование отдельных элементов системы Глена Домана в сочетании с другими методиками раннего развития детей дает отличные результаты. Ведь действительно: чем младше ребенок, тем легче он впитывает знания. Можно оставить систему карточек, но изменить форму и частоту подачи, добавив исследовательскую и творческую деятельность, а также развивающие игры.
Именно это и сделала Сесиль Лупан – одна из учениц Домана. Она согласна со своим великим учителем, что мозг ребенка развивается, только получая информацию. Но в отличие от Домана, она не стремится вложить в ребенка все подряд, а только интересную и полезную информацию. И в добавление к визуальной стимуляции, она предлагает методы развития тактильной и слуховой чувствительности.
Русские педагоги новаторы Борис и Лена Никитины строят свою методику вокруг теории о том, что у каждого ребенка есть огромный потенциал, но если не развивать его в определенный период (до трех лет), то возможность эффективного развития способностей «необратимо угасает».
Как и Монтессори, система Никитиных предполагает максимальную свободу ребенка, позволяя ему заниматься тем, чем хочется, и столько, сколько хочется. Программа развития ребенка, сочетающая физические и интеллектуальные нагрузки, состоит из разнообразных игр и упражнений.
Тематические занятия – это, конечно, не методика, а популярная сегодня форма подачи материала, однако, она интересна тем, что позволяет гармонично объединять элементы разных методик.
Выбирается одна тема – геометрические фигуры, домашние животные, овощи и т.п. – и рассматривается методом погружения в течение одного дня или недели. Материал подается и закрепляется с помощью разнообразных инструментов из любой одной или, чаще, нескольких авторских методик развития детей.
Хотя это не новое изобретение: эту форму давно и успешно используют в детских садах и школах, но сегодняшнее новшество заключается в массовом применении этой формы в домашней среде.
На этом методики раннего развития детей не ограничиваются, здесь приведены основные, наиболее известные, однако есть множество других методик: как производные от выше перечисленных, так и независимые авторские программы развития детей дошкольного возраста.
Добавить комментарий