Положительное влияние музыки на детей неоспоримо. Дети обладают ярко выраженной чувствительностью, поэтому способны эффективнее воспринимать музыку, нежели взрослые люди. Они более открыты и эмоциональны, за счет этого могут уловить все мельчайшие подробности музыкальных произведений. Музыкальные игры для детей могут стать тем самым мостиком в богатый мир мелодий.
Содержание
Роль музыки в развитии младенца
Музыкальные игры для дошкольников
Музыкальные инструменты для детей
Музыка сопровождает человечество практически с момента зарождения. Есть мнение, что изначально первобытные люди «пробовали голос», подражая крикам животных, птиц, и различным звукам природы. А первые ритмы появились при выполнении монотонной работы, например, во время долгого трения кусков дерева для добычи огня, выделки шкур. Музыка сопровождала человека с момента рождения до последнего вздоха.
Исследования музыки вообще и отдельных ее категорий ведется давно и непрерывно. В настоящее время однозначно доказано, что дети должны знакомиться с музыкальными произведениями как можно раньше, в идеале – с рождения.
Классическая музыка признается лучшей не только для детей, но и для человека вообще. И хотя люди, мало знакомые с музыкальной классикой, сознательно часто отрицают ее положительное влияние, исследования подсознания все-таки утверждают обратное.
Идеальной для детей в течение многих десятков лет считается музыка Моцарта. Русские и советские композиторы также значительно обогатили копилку детского мирового музыкального наследия. А если вспомнить значительное количество детских песен, становится очевидно: родителям и педагогам предоставлен богатейший материал для музыкального развития подрастающего поколения.
Поскольку очень трудно представить себе ребенка, просто так чинно сидящего перед проигрывающим устройством, придуманы многочисленные интересные и веселые музыкальные игры.
Прослушивание классических музыкальных произведений часто рекомендуют беременным женщинам, так как это положительно сказывается на развитии мозга младенца.
Читайте также: Музыка для детей в утробе матери
Читайте также: Успокаивающая музыка для младенцев
Эффективнее познание музыки происходит в детском коллективе. Музыкальные детские игры - неотъемлемая часть воспитательной и образовательной работы ДОУ. Они направлены, в первую очередь, на общее развитие ребенка, а также на развитие музыкального слуха и чувства ритма.
Читайте также: Музыкально-дидактические игры в детском саду
Для детей самых младших групп музыкальные игры выполняют ознакомительную функцию. В возрасте двух-трех лет игры на музыкальных занятиях носят преимущественно подвижный характер практически без какой-либо теории.
Основные цели игровых музыкальных занятий с малышами:
Специальные музыкально дидактические игры для дошкольников в большинстве своем разработаны для детей старшей и подготовительной группы.
Музыкально дидактические игры в детском саду имеют следующие цели:
Кроме специфических музыкальных целей, музыкальные игры в ДОУ с дошкольниками старшего возраста призваны привить у них усидчивость, а также улучшить память и обострить внимание.
Музыкально-дидактические игры могут быть раздельными для девочек и мальчиков. Например, музыкальные игры для девочек подразумевают использование кукол: звучит быстрая музыка – куклы «танцуют», а при звуках колыбельных кукол нужно укачивать. Мальчики могут быть «роботами», которые при быстрой музыке двигаются, а при медленной – «выключаются». Это простейшие детские игры под музыку для знакомства с понятием темпа.
Игра на детских музыкальных инструментах – обязательная часть дошкольного развития.
Основными музыкальными инструментами для детей младшего возраста считаются следующие:
На всех указанных инструментах дети могут играть самостоятельно. Воспитанники, обладающие музыкальным слухом и чувством ритма, способны составить сыгранную группу и затем демонстрировать свои умения на праздниках и утренниках в дошкольных учреждениях.
Игры с использованием музыкальных инструментов позволяют в раннем возрасте выявить детей, имеющих особую склонность к занятиям музыкой, обладающих музыкальным слухом. Родителям рекомендуется по возможности развивать способности такого ребенка далее: например, определить дочку или сына на обучение в музыкальную школу.
В дошкольных детских учреждениях огромное значение имеют утренники и прочие праздничные мероприятия. Подготовка к праздникам организует детские коллективы, прививает начальные понятия о совместной работе. Успешные выступления доставляют детям немалое удовольствие. Присутствующие на праздниках родители наглядно могут оценить работу музыкальных и прочих педагогов ДОУ, а также успехи своих деток.
Игры для детей под музыку на праздниках и утренниках имеют несколько иные цели и характер, чем на музыкальных занятиях. Во втором случае это процесс, а в первом – демонстрация результата.
Музыкальные праздники играют также важную психологическую роль: позволяют выявить детей, испытывающих страх и дискомфорт при выступлениях перед публикой или во время нахождения среди большого количества людей.
За исключением выпускного мероприятия для будущих первоклассников, совершенно особое место среди детских праздников занимает Новый год. Музыкальные новогодние игры для детей наполнены не просто звучанием, они несут в себе ощущение сказки, таинства и волшебства.
Новогодние музыкальные игры можно условно разделить на 2 группы:
Детские музыкальные игры на Новый год могут быть использованы родителями в том случае, если предполагается встреча с друзьями или родственниками, в которой примет участие большое количество детей (не обязательно в новогоднюю ночь).
И совершенно особую категорию могут составить такие новогодние музыкальные игры для малышей, которые носят индивидуальный характер и могут быть использованы артистами, работающими по приглашению и играющими роль Деда Мороза и Снегурочки.
Читайте также: Новогодние игры для детей возле елки
Подборка должна проводиться с особой тщательностью и учитывать:
Отметим также, что развивающие музыкальные игры для детей бесплатно предоставляются некоторыми сайтами в Интернете; скачать их не трудно, главное при этом – определить, насколько точно та или иная игра соответствуют возрасту ребенка, а также поставленным целям и задачам.
Правильно подобранные и проведенные музыкальные дидактические игры значительно обогащают внутренний мир каждого ребенка и способствуют его всестороннему развитию.
В возрасте полутора лет можно осваивать музыкальные игры. Музыка благотворно воздействует на интеллект малыша, развивает его мышление, воображение, память.
Помимо положительного влияния на психику и интеллект, музыка способствует и физическому развитию детей: чувствуя ритм, ребенок непроизвольно начинает двигаться в такт музыки. Это позволяет гораздо быстрее добиться вовлечения в процесс зарядки и гимнастики.
«Угадай, чей звук»
В качестве инструментов для игры отбираются знакомые игрушки малыша. Также можно использовать различные материалы, из которых возможно извлечь звук. Это могут быть деревянные кубики, ложки, стеклянные шарики (предварительно положить их в банку).
Если игра проводится для группы детей, то сначала их нужно познакомить с предметами, звук которых надо будет распознать.
Предметы помещаются на поднос. Он располагается за спиной ведущего либо за каким-то ограждением (например, ширма или ящик с игрушками). Ведущий извлекает звук из предмета, при этом ребенок не видит этого предмета. Затем он разворачивает поднос малышу и просит взять ту вещь, которую только что использовал.
«Угадай мелодию»
Подбираются три или четыре мелодии известных детских песен, а также тематические картинки к ним. Ведущий знакомит участников с данным материалом. Затем включает мелодию одной из песен и просит показать картинку, которая относится к данной песне.
В возрасте от двух до четырех лет стремительно возрастает потребность ребенка в получении новых знаний. Ему становится все интересно, он задает очень много вопросов. Возрастает его двигательная активность. В этом возрасте очень полезно знакомить ребенка с музыкальными инструментами, разучивать песни, заниматься танцами.
«Солнышко ясное»
Для проведения данной игры понадобится платок (можно шарф) синего или голубого цвета (он будет символизировать небо) и игрушка в виде солнышка (пластиковая или мягкая).
Малыши садятся на стулья, ладони кладут на колени. Ребенок, который исполняет роль «солнца», берет в руки игрушку и прячется за платком. Платок держит взрослый или другие дети.
Играет музыка, и дети начинают звать солнышко: «Солнышко, солнышко! Выгляни в окошко!». В середине музыкального произведения «солнышко» выглядывает из-за шарфа или платка. Дети, сидящие на стульчиках, увидев «солнце», говорят: «Выйди, солнышко скорей. Приласкай и обогрей!». И после этого переворачивают руки ладонями вверх. Ребенок, играющий «солнышко», подходит к каждому и гладит по ладоням.
После окончания музыки «солнышко» самостоятельно выбирает малыша, который станет изображать «солнце» далее, а сам садится на его место, при этом передает игрушку.
«Кошки, мышки»
Подбираются тихая и громкая мелодии. Выбирают одного малыша — он будет котом, остальные — мышками. «Кота» ставят в центр круга. Когда звучит тихая мелодия, «кот» показывает, будто спит, и «мышки» крадутся к нему. Когда включается громкая мелодия, «кот» просыпается и начинает бегать за «мышками». Кого первым он поймает, тот и становится «котом».
«Различи темп»
Выбирается песня или просто мелодия, в которой имеется медленный и быстрый темп. Ведущий показывает детям движения под музыку с медленным темпом, а затем с быстрым темпом. Включается музыка и дети должны изобразить правильно движения с учетом темпа.
По аналогии можно проводить игру, в которой упор будет делаться не на темп, а на громкость звука.
«Зайки и волк»
Из группы участников выбирается один, кто будет исполнять роль «волка». Остальные дети становятся «зайками». Для них из стульев строится «домик» (стулья ставятся полукругом). Начинает играть музыкальная композиция, символизирующая утро. «Зайки» постепенно начинают подниматься из «домика». Они потягиваются и умываются. Начинает играть более веселая мелодия. «Зайки» выходят из «домика» и прыгают по «лужайке». Музыка меняется на более грозную. Появляется «волк». Он начинает бегать по «лужайке» за «зайками». Кого он поймает первым, тот становится «волком».
Дети этого возраста характеризуются повышенной двигательной и познавательной активностью. Поэтому упор нужно сделать на танцевальные упражнения и подвижные музыкальные игры, их нужно чередовать с музыкальными занятиями, в которых присутствует хоровое пение и минимум движений, чтобы ребята могли немного отдохнуть.
«Надень шляпку»
Простая музыкальная игра для детей дошкольного возраста, способствующая в том числе и их познавательному развитию. Для ее проведения необходимо иметь несколько головных уборов (женская шляпка, ковбойская шляпа, медицинский головой убор с изображением красного креста, фуражка полицейского). Ведущий знакомит детей с этими головными уборами и объясняет, как можно изобразить того, кому принадлежит шляпа.
Дети становятся в круг. Начинает играть мелодия. Ведущий дает какому-то ребенку головной убор. Далее шляпа передается всем по очереди. И как только музыка перестает звучать, то тот, в чьих руках осталась шляпа, должен изобразить того, кому она принадлежит (полицейского, доктора, женщину или ковбоя). Исполнив роль, малыш выходит из круга. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один ребенок. Ему ведущий также выдает шляпу и он должен показать того, кому она принадлежит.
«Чей бубен?»
Ребята садятся на стулья. Одному из их выдается бубен. Ведущий начинает петь песню с упоминанием имени того ребенка, которому вручил бубен. В конце песни называется имя другого малыша. Тот, у которого бубен, должен передать музыкальный инструмент ему. И далее песню поют уже с использованием имени другого ребенка. В качестве музыкального произведения выбирается известная многим песня, чтобы все могли петь хором.
«Летчики, следите за погодой»
Дети стоят возле стены или сидят на стульях. Они будут изображать летчиков, которые летают на самолетах. Стена или стулья будут «аэродромами». Начинает играть веселая музыка. «Самолеты» покидают «аэродромы» и летают по «небу» (им будет являться комната) в каких угодно направлениях. Веселая музыка резко сменяется спокойной — «самолеты» возвращаются на «аэродромы». Затем все повторяется, но вместо спокойной музыки включается громкая, грозная (она символизирует бурю). И в этот момент «летчик» должен «посадить самолет» (остановиться) для того, чтобы «переждать бурю». Сделать ему это следует на том месте, где он находился в момент смены мелодии.
Особенность музыкального развития детей в возрасте от шести до восьми лет заключается в том, что они способны улавливать смену музыкальных настроений; представлять образы, вызываемые музыкальными произведениями. В этом возрасте дети эффективно взаимодействуют в парах, их танцевальные движения становятся довольно разнообразными. Музыкальные игры нужно подбирать с учетом данных возрастных особенностей.
«Ручеек»
Дети делятся на пары и берутся за руки. Выстраиваются в таком виде друг за другом и поднимают свои сцепленные руки вверх. Образуется коридор. Начинает играть веселая музыка. Ребенок, который является водящим, пробегает через этот коридор и выбирает из детей того, с кем хочет образовать пару. Далее становится с этим ребенком в другой конец коридора. Вновь образовавшаяся пара сцепляется руками также как остальные участники. Тот, кто остался без пары, становится водящим и пробегает по коридору, выбирая себе партнера.
Продолжается игра до тех пор, пока не будет потерян интерес к ней.
«Танец на газетке»
Потребуется несколько газет или листы бумаги. Ребята делятся на пары. Встают на газету или бумагу. Включается веселая музыка, и они начинают танцевать. Выходить за края газеты или бумаги нельзя. Кто выходит, тот из игры выбывает. Музыка прекращается и газету или бумагу ребята должны сложить вдвое, и танцевать уже на ней, соблюдая правила. Потом она опять уменьшается. Побеждает та пара, которая смогла станцевать на самом маленьком куске газеты или бумаги, при этом, не выходя за ее пределы.
«Ручки, ножки, голова, потанцуем без труда!»
Ведущий делит ребят на две команды: зрители и танцоры. Начинает звучать музыка и «танцоры» должны танцевать только руками. Музыка прекращается. Дети, исполняющие роль зрителей, выбирают того, кто лучше всех танцевал руками. Затем «танцоры» исполняют танец ногами, и также выбирается лучший. Далее — танец головой. Победителем становится тот, кто исполнил два или три лучших танца. После этого команды меняются местами. В конце игры два победителя из обеих команд соревнуются между собой.
«Кто быстрей»
В качестве инвентаря используются стулья. Их должно быть на один меньше, нежели участников. Стулья ставятся по кругу, спинками внутрь. Играет веселая мелодия. Ребята танцуют, проходя по кругу. Как только музыка утихает, участники должны сесть на стулья. Тот, кому стула не хватило, выбывает из игры. Действия повторяются до тех пор, пока не останется один игрок.
«Отгадай песню»
Участники делятся на две группы. Одна группа загадывает песню, а вторая должна ее угадать. Игрок из команды, которая загадала песню, выходит на середину комнаты и начинает жестами, движениями и мимикой показывать то, о чем поется. Вторая команда должна угадать песню. После этого команды вместе исполняют загаданную композицию. Если песня угадана, то право загадать новую композицию, переходить к другой команде. Если нет, то группа, песню которой не угадали, загадывает снова. В пантомиме в ходе игры должен принять участие каждый ребенок.
Формирование у ребенка интереса к музыке должно производиться родителями и педагогами постепенно. Начинать необходимо еще до рождения малыша. Первое знакомство должно заключаться в прослушивании музыкальных произведений, затем следует подключить танцевальные движения, далее перейти к разучиванию песен и знакомству с музыкальными инструментами.
Для выработки интереса к музыке необходимо следовать следующим рекомендациям:
Если ребенок не особо расположен к танцам или пению, ни в коем случае не стоит настаивать на этом. Если он не стремится стать известным танцором или певцом либо у него к этому нет задатков, исключать из его жизни музыку во всех проявлениях не стоит. А именно этого можно добиться, если слишком усердствовать. Элементарное прослушивание музыкальных композиций дома или в автомобиле сможет оказать положительное влияние на развитие ребенка.
Добавить комментарий