Музыка – неотъемлемая часть всестороннего развития личности и должна сопровождать воспитательный процесс с раннего возраста. Поскольку детям легче воспринимать все новое для них в игровой форме, музыкально-дидактические игры являются важной частью педагогического воспитания.
Дидактические игры представляют собой интеллектуальные задачи, которые дети решают в игровом процессе. Такие занятия развивают мышление и когнитивные способности. Для дошкольников это наиболее приемлемый способ познания окружающего мира и приобретения различных навыков. В процессе подобных игр моделируются разнообразные ситуации, благодаря которым дети учатся справляться с простыми задачами и адаптироваться к социуму.
Одним из наиболее важных направлений в развитии психики и интеллектуальных способностей является музыка. Музыкально-дидактические игры в детском саду способствуют не только развитию слуха и чувства ритма, темпа, но и концентрации, внимания, памяти, и эстетического вкуса. А также упрощают социальную адаптацию и помогают в формировании нравственной стороны. Нередко музыкальные занятия объединяются с другими видами деятельности: танцами, стихами и несложными театральными постановками.
Существует множество игр для развития музыкального восприятия ребенка. Дети учатся различать звуковысотные соотношения, тембральную окраску, темп и настроение музыки. Также музыкальные игры для детей способствуют развитию воображения и творческих способностей. К каждой музыкальной композиции можно подбирать иллюстрации, а в дальнейшем предлагать детям самостоятельно описать образ, возникающий во время звучания той или иной композиции.
Музыкальные игры с движениями и словами помогают развить не только слух, но и развивают речь, память, внимательность, пополняют словарный запас, а также способствуют улучшению координации, учат ориентироваться в пространстве, воспитывают актерское мастерство. Также развивается реакция, умение выполнять определенные движения по сигналу или в соответствии с характером музыкальной композиции. Есть множество игр, в которых стихи и попевки объединяются с простыми танцевальными движениями.
Важно проводить музыкальные игры для дошкольников, направленные на распознавание тембральной окраски. Как правило, используются такие музыкальные инструменты как бубен, барабан, погремушки, колокольчик, металлофон, флейта и другие. Для начала можно предложить детям определить, с чем ассоциируется звук того или иного инструмента. Например, грохот барабана похож на гром, звуки флейты – на пение птиц, а удары по пластинам-клавишам металлофона отдаленно напоминает звуки дождя. Впоследствии дети научатся различать звуки разных инструментов.
Эти музыкально-дидактические игры для дошкольников старшей группы. Смысл заключается в том, чтобы научиться распознавать разнообразные музыкальные жанры: марш, танец, колыбельная. Детям раздаются картонные цветные карточки с соответствующими изображениями, затем руководитель исполняет разные композиции, малыши распознают характер произведения и поднимают подходящие иллюстрации.
Целью такого занятия является выявление способностей ребенка чувствовать темп музыки. Малыши берут игрушки. Затем руководитель исполняет разные по темпу и характеру произведения. Если звучит колыбельная, ребенок должен убаюкивать куклу. А во время подвижных композиций дети танцуют.
Также проводятся занятия на распознавание настроения музыкальных композиций. Детям раздаются красочные карточки с изображением солнышка и дождика. Затем под звучание грустных и веселых композиций дети поднимают соответствующие рисунки.
Под аккомпанемент фортепиано дети исполняют песню. Это помогает не только развить слух и интонирование, но и научиться слушать других, подстраиваться и работать в ансамбле, не опережая и не отставая от группы.
Эта игра с музыкальным сопровождением направлена на развитие реакции ребенка и взаимодействие с другими детьми. Руководитель исполняет произведение, в это время дети передают друг другу мячик по кругу. Затем музыка резко останавливается и ребенок, у которого в этот момент в руках оказалась игрушка, должен спеть песню или рассказать стишок.
Подобные музыкально-дидактические игры в детском саду способствуют комплексному развитию личностных качеств и навыков у детей. Благодаря этим занятиям, улучшается музыкальное восприятие, развивается пластика движений и чувство ритма, активизируются процессы, связанные с интеллектуальной деятельностью, а также происходит социальная адаптация.
Добавить комментарий